Ответы:
Судя по тому, что глухонемые мыслят без особых проблем - не является.
Скорее, наоборот. Речь является одним из средств выражения мыслей.
Хотя речь и, в частности, язык, в свою очередь накладывают отпечаток на восприятие внутренней "картины мира", на мышление.
Изначально мышление формируется у человека через речь "Другого". Другой это к примеру мать, общающаяся с ребенком.
Без речи невозможно мышление как высшая психическая функция (т.е. та, которая сознательна, управляема, такая как у людей, у взрослых людей), абстрактное или понятийное мышление. Мышление взрослого человека - это "речевое" мышление, т.е. способность оперировать некими знаками/понятиями внутри собственного сознания, общаться с помощью этих знаков/понятий с другими людьми, создавать новые знаки/понятия. А необходимость возникновения абстрактного мышления, речи возникла как раз из совместного проживания человеческих существ, как форма приспособления к действительности.
Речь и мышление как высшая психическая функция формируются паралельно, взаимно проникая. Но ведь есть доречевое мышление. Маленький ребенок способен уловить взаимосвязь например чего-либо в ситуации, способен перенести эту взаимосвязь, приобретенный опыт, в другую ситуацию, т.е. он оперирует информацией, помнит ее, но не способен осознать, не способен управлять мышлением, нет механизмов, так же как и у животных.
Извините, психолог проснулся))
Кстати, уточнение. Речь - это способ общения в некой системе понятий/смыслов/значений с помощью неких знаков, языковых форм, который эти понятия обозначаются. А знаки могут быть реализованы по-разному, восприняты разными органами чувств: звуковая речь, азбука морзе (тоже звук, но форма другая), язык глухонемых, азбука брайля и другое. А ведь и слепоглухонемых детей можно воспитать полноценным активным человеком, у них свой язык
Это все человеческая речь, отражает одну систему понятий.
В общем случае, нет. Мыслить можно не прибегая к словам. Однако, без слов вы не получите всей полноты отношений с людьми.
Ну если говорить о мышлении, то его основой является савокупность всех основных интересных свойства человека : зрение, слух, речь.
Для восприятия окружающего мира, они распределенны в человеке в определенной пропорции.
При уменьшении в классической пропорции одного из них - обостряются другие.
У немых, кстати, не хуже развито мышление, поэтому речь не может быть основой мышления.
Вспомни поговорку - лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.
Думаю, когда создаются в нейронный связях "модели отношений" то основой все же является зрительный образ, который "обрастает" тактильными обонятельными и слуховыми файлами, среди которых есть файл-слово - элемент речи.
16 лет назад