Фильм "Жилец" я смотрела несколько раз и каждый раз он меня потрясал. Настоящий хичкоковский саспенс. Блестящая режиссерская и операторская работа. Некоторые факты из биографии Поланского несомненно повлияли на его творчество(ребенком он попал в краковское гетто, нацисты использовали его как мишень на стрельбах,
оттуда он сумел бежать и прятался в разных семьях; в концлагере погибла его мать; позже была убита его беременная жена).
Порой цена настоящего шедевра очень высока.
Герой фильма поселился в квартире самоубийцы, Симоны, выбросившейся из окна. Это один из факторов, повлиявших на его психику. Все, люди и вещи вокруг назойливо напоминали ему о ней. Он постоянно о ней думал и размышлял. Пришел к выводу, что она погибла неспроста, а из-за заговора соседей. Чувствуя давление с их стороны, он приходит к мысли, что и его хотят убить. Им овладевает панический страх, паранойя, страх преследования. Ему кажется, что соседи хотят видеть в нем Симону, и чтобы он повторил ее прыжок из окна. Он пытается бороться, но распад личности уже в действии. Он не замечает, как начинает краситься и делать маникюр. Не понимает, как он вырвал себе зуб. Думая, что соседи намеренно хотят его свести с ума, начинает опасную игру в переодевание, все более отождествляя себя с Симоной. Все фигуры в туалете и египетские письмена - это плод его больного воображения. Во всех людях он видит своих преследователей и убийц. Он полностью теряет рассудок и прыгает из окна, как Симона. Он перестал быть собой, он потерял свою личность и индивидуальность. Ее глазами он видит последнюю сцену прощания Стеллы в больнице.
Но как раз-таки эта финальная сцена дает и другие толкования и сбивает с толку. Этот фильм, вызывая чувство абсурдности происходящего, настолько глубоко воздействует на подсознание, что к концу фильма ты теряешься и возникает вопрос :"А был ли Трелковски на самом деле или все это плод воображения безумной Симоны?"
Фильм не дает однозначного ответа, и в этом виден гений талантливейшего режиссера.