Почему евреи придавали большое значение родословным?
▪ Родословные были необходимы, чтобы установить, к какой семье и к какому племени принадлежит человек. Также к родословным обращались при решении вопросов, связанных с земельными наделами и наследством. Особую роль для евреев играла родословная обещанного Мессии. Они знали, что он будет потомком Давида из племени Иуды (Иоанна 7:42).
«Поскольку обязанности священников и левитов передавались по наследству... было крайне важно, чтобы родословная была безукоризненной»,— отмечает библеист Иоахим Иеремиас. От израильской женщины, которая выходила замуж за члена священнической семьи, требовалось предоставить свою родословную, чтобы священническая линия оставалась «чистой и безупречной». В дни Неемии целые семьи из племени Левия были отлучены от священства, потому что «они искали запись в родословных, чтобы подтвердить свое происхождение, но не нашли» (Неемия 7:61—65).
В Моисеевом законе также оговаривалось, что незаконнорожденный сын, аммонитянин и моавитянин «не может стать частью собрания Иеговы» (Второзаконие 23:2, 3). В связи с этим Иеремиас говорит: «Чтобы воспользоваться гражданскими правами, человеку было нужно доказать чистоту своей родословной, и это подтверждает наше заключение, что... даже простой израильтянин знал своих ближайших предков и мог сказать, к какому из двенадцати племен он принадлежит».
Как иудеи составляли и сохраняли родословные?
▪ В Евангелиях от Матфея и от Луки приводятся подробные родословные Иисуса (Матфея 1:1—16; Луки 3:23—38). Сохранились родословные и других людей. Например, в одном иудейском мидраше, или толковании, о Гиллеле, раввине времен Иисуса, написано: «В Иерусалиме был найден свиток с родословной, в котором указывается, что Гиллель был потомком Давида». В своей книге «Жизнеописание» иудейский историк первого века Иосиф Флавий утверждает, что его предки были священниками и что сам он по материнской линии «царского рода». Он говорит, что узнал об этом из «публичных записей».
Также Иосиф Флавий в своем труде «Против Апиона» сообщает, что в его народе обязанность вести генеалогические записи священнических родов была поручена «лучшим и всецело преданным служению Богу людям». В «Еврейской энциклопедии» говорится: «Очевидно, вести эти записи было доверено особому лицу; кроме того, есть упоминания о том, что в Иерусалиме действовал суд, занимавшийся родословными» (The Jewish Encyclopedia). Родословные евреев, которые не принадлежали к священническим родам, составлялись в городах их предков (Луки 2:1—5). Очевидно, евангелисты обращались к таким архивам. К тому же каждая семья, вероятно, вела свои собственные генеалогические записи.
Есть по крайней мере три причины, почему подробные родословные, составленные Ездрой, так необходимы. Во-первых, они — залог того, что священниками служат только уполномоченные на то мужчины. Во-вторых, они помогают определить наследство каждого отдельного колена. В-третьих, они позволяют проследить родословную Мессии. Записи Ездры позволяют проследить генеалогию израильтян вплоть до первого человека. От Адама до Ноя прошло десять поколений, и потом еще десять — до Авраама. Вначале перечисляются сыновья Измаила, сыновья Хеттуры, наложницы Авраама, и сыновья Исава; затем внимание сосредоточивается на потомках 12 сыновей Израиля (1 Паралипоменон 2:1).
Потомкам Иуды уделяется особое внимание, поскольку от него пошла родовая линия царя Давида. От Авраама до Давида насчитывается 14 поколений, и от Давида до выселения в Вавилон — еще 14 поколений (1 Паралипоменон 1:27, 34; 2:1—15; 3:1—17; Матфея 1:17). Затем Ездра перечисляет представителей колен, населявших восточное побережье Иордана, и родословную сыновей Левия (1 Паралипоменон 5:1—24; 6:1). Также Ездра упоминает представителей некоторых колен, живших к западу от Иордана, и подробно пишет о родовой линии Вениамина (1 Паралипоменон 8:1). Кроме того, перечисляются имена первых после возвращения из вавилонского плена жителей Иерусалима (1 Паралипоменон 9:1—16).