Для Японии характерен религиозный синкретизм. это значит, что большинство японцев не являются догматическими приверженцами какой-либо религии. Из наиболее распространённых - буддизм, синто и христианство. Новый год японец может начать отмечать в буддийском храме, а продолжить в синтоистской кумирне. В домашнем алтере могут соседствовать статуэтка будды Амиды и фигурка Манэки-нэко.
Японец не считает себя, как правило, приверженцем той или иной религии. И одновременно считает нормальным помолиться любому божеству. Наиболее часто встречается набор синтоизм-буддизм, как уже было сказано: синтоизму на откуп отдаются рождения детей, свадьбы и сезонные праздники; буддизму - похороны, поминовение предков и т.п.
Христиане - исключение. Обычно христиане-японцы - это те, кому в семье передали такую традицию. Ну или те, кто так или иначе работал с иностранцами и проникся именно этой религией. Но, опять таки, это не значит что такой человек откажется поучаствовать в синтоистском обряде или фестивале из религиозных соображений.
Что касается отдельно синтоизма - он подразделяется на несколько ветвей: Императорский, Храмовый и Сектантский. Первый - это особые ритуалы, выполняемые японским Микадо и его семьёй. Второй - это наследник существовавшего до капитуляции Японии в конце Второй Мировой войны Государственного синто: сейчас это ассоциация храмов, объединённая примерно теми установками, какие были созданы во многом заново в конце 19-го века для того, чтобы объединить разрозненные верования в одну религиозную систему. Сектансткий синто - это как те храмы, которые не вошли в Государтсвенный изначально, так и отколовшиеся уже после отмены государственного статуса религии. Различаются самым капитальным образом, но название на самом деле не корректно.
Существует понятие Новых Религий - это как раз такие в нашем понимании секты, в той или иной степени основанные на "Старых Религиях", но по той или иной причине в них не вписывающиеся. В Японии таких сект наверное тысячи. (Тут надо сделать отдельный упор на том, что на Востоке слово "секта" не несёт такого негативного окраса, как у нас) "Аум Син Рикё" - это исключение, в массе своей японцы не склонны к религиозному фанатизму и асоциальным поступкам. Так же эти религии не страдают раздражающим прозелитством по типу "Свидетелей Иеговы" и иже с ними.
В Китае и Японии особенно распространено течение «Чистая Земля», основателем которого был Амитабха-будда, или Амида. Те, кто с верой призывают имя Будды, перерождаются в «чистой земле», то есть в раю, условия которого более благоприятны для достижения окончательного просветления. К чему привело такое учение? Профессор Смарт объясняет: «Как и следовало ожидать, великолепие рая, так ярко описанное в некоторых махаянских писаниях, вытеснило из сознания людей нирвану как высшую цель»