для начала стоит "захотеть обладать знаниями", затем следует в порядке очерёдности определять область знаний и слушать своё сердце на предмет заинтересованности в определённой области (короче просто начинайте что-нибудь изучать, что-угодно: людей, природу, отношения, физику, мельчайшие частицы, многомерности миров, Ведь все темы БЕСКОНЕЧНЫ в познании, и честно говоря - жизни не хватит завершить позниние. а если что-то не интересно, плавно переходите к следующей области. уж никак не поверю, что можно перечислить всё), ну и наконец не забывайте делиться знаниями с теми, кто ими интересуется. успехов в начинаниях
Шахматы, головоломки, бридж, чтение, самообразование.
Головоломки - сначала попроще, потом - посложнее. Ещё можно в библиотеку ходить - полезно и приятно)
Какой бы ни был способ поддержания мозгов в хорошем состоянии, он должен быть по душе. Но с непривычки любое из перечисленного может показаться слишком напряжным)
Много интересного про качественное развитие мозга можно найти тут:
http://vsehorosho.org/russian/clever.html
Да и вообще, про это не одна книжка (статья) писана - можно погуглить.
От себя могу сказать, что дело не в забитой знаниями голове, а в связанности знаний. То есть, каким образом ты сможешь дойти, допустим, от того факта, что листья зелёные (и почему) к предельной скорости перемещения в вакууме, скорости расширения вселенной и т.д. Это естественный способ запоминания, то есть, когда ты не тупо создаешь несвязанный островок в памяти (например, 2 * 2 = 4), а действительно понимаешь, о чём идёт речь, то есть связываешь новое знание с тем, что ты уже знаешь - тем ядром (с интуицией в центре), которое у тебя накопилось в течение жизни. Я знаю, что 1 + 1 = 2, я знаю, что умножить - значит размножить, увеличить, а точнее: 2 умножить на 2 = 2 раза по 2 = 2 + 2 = (1 + 1) + (1 + 1). Я свёл своё новое знание к предыдущему, таким образом, я ПОНЯЛ новую информацию и я всегда смогу её вывести из более простых знаний. Почему так важно держать информацию связанной? Потому что мозг устроен особым образом - он стирает (не сразу, а по частям) ту информацию, которая не обновляется, то есть не используется повседневно. Почему? Потому что в деталях реального мира можно просто утонуть и такая дискретная (конечная) вещь, как человеческий мозг, не способна удержать или воспроизвести такую многообразную (возможно даже бесконечную) окружающую действительность. Но при этом, чтобы ориентироваться в этом мире и предсказывать явления (будущее?), нам не нужно знать детали происходящего, но можно по деталям установить какой-то более общий закон, который будет применим к множеству ситуаций. Это сильно сокращает объём информации, который необходимо удерживать и, возможно, позволит в будущем создать ещё более сильную абстракцию. Из этих абстрактных знаний мозг способен воссоздавать частные явления, ну или по крайней мере мы сможем отнести какое-то явление к этому образу (абстракции). А о самой абстракции мы уже что-то знаем (то есть имеем представление, как эта штука работает в реальности. Условно: "Гравитация - я знаю о ней то, что всё под её воздействием падает вниз". Гравитация - это абстрактное понятие).
Возможно кто-то уже запутался в моих рассуждениях (да и я сам чуть не того =)), но надеюсь суть была ясна, потому что сейчас идёт логическое следствие. Мозгу важно запоминать как можно более абстрактные знания, а частности нужны для нас лишь в какой-то определённый момент времени (такс...хлеб стоит 36 руб, молоко 42 руб., минералка 18 руб. ... итого 96 руб., хорошо, запомнил). Обычно каждое явление природы в каждый момент времени уникально само по себе (нельзя войти в одну и ту же реку дважды), так что глупо их запоминать. А вот обращения к абстрактным знаниям - общим закономерностям в природе, происходят довольно часто. Чем более абстрактно знание, тем чаще оно обновляется мозгом. И это можно использовать, связав с этими знаниями другие знания. Тогда при обновлении вот этого одного знания обновится всё дерево.
In conclusion. Надо прикреплять новые знания к старым, а не создавать просто новые знания на пустом месте.