"Почему Христос сказал: не прикасайся Мне? Некоторые говорят, что Мария просила у Него духовной благодати, так как слышала, что Он говорил ученикам: аще пойду ко Отцу, умолю Его, и иного Утешителя даст вам (Ин. 14: 3, 16). Но как она, не бывшая тогда с учениками, могла слышать эти слова? С другой стороны, и по своим понятиям она далека была от подобного желания. Да и как она могла просить об этом, когда Он еще не отошел к Отцу? Что же это значит? Мне ка¬жется, что она и теперь желала обращаться с Ним, как прежде, и от радости не представляла себе ничего великого, хотя Он и сделался по плоти гораздо совершеннейшим. Поэтому Христос, чтобы отклонить ее от такого мнения и внушить ей не говорить с ним без всякой осторожности (потому что и с учениками, как видно, Он уже не обращался по прежнему), — возвышает ее помышления и через то научает ее более благоговейному с Ним обращению. Если бы Он сказал: не подходи ко Мне, как прежде; теперь обстоятельства изменились, и Я уже не буду обращаться с вами по прежнему, — то это было бы неприятно и отзывалось бы похвальбой и тщеславием. Но слова: не у бо взыдох ко Отцу были не тягостны и, между тем, выражали тоже самое. Сказав: не у бо взыдох ко Отцу, Христос дает разуметь, что Он спешит туда и стремится. А кто готов уже отойти на небо и не будет более обращаться с людьми, на того уже не следовало смотреть с такими же мыслями, с какими смотрели прежде. Что такое объяснение справедливо, видно из следующих слов: иди и рцы братии Моей, яко иду ко Отцу Моему и Отцу вашему, и Богу Моему и Богу вашему (ст. 17). Но ведь Он намерен был сделать это не тотчас, но спустя сорок дней: для чего же говорит так? Для того, чтобы возвысить помыслы Марии и уверить ее, что Он восходит на небо. А слова: ко Отцу Моему и Отцу вашему, Богу Моему и Богу вашему — относятся к воплощению, так как и восшествие свойственно только плоти. Христос выражается так потому, что говорит с женой, которая не представляла себе ничего великого. Значит, Бог в ином смысле Отец Его и в ином — наш? Именно так. Если Бог не в одинаковом смысле — Бог праведных и Бог прочих людей, то тем более — Сына и наш. А так как Христос сказал: рцы братии, то, чтобы на основании этих слов не стали предполагать какого-либо равенства (между Ним и учениками), — Он показывает и различие: сам Он будет восседать на престоле Отчем, а они будут предстоять этому престолу. Следовательно, хотя Христос, по человеческому естеству Своему, и соделался братом нашим, однако же по славе — весьма отличен от нас, отличен настолько, что и выразить нельзя. Между тем, Мария уходит, чтобы возвестить об этом ученикам (ст. 18)."
Если у вас остается вопрос, который заключается в следующем: «Что происходило с момента, когда Тело Иисуса было положено во гроб и поставлена стража до момента явления Его Марии Магдалине». Следует ответ:
"Господь Иисус Христос пребывал во гробе плотски, с душой Своей сошел во ад — царство диавола, где содержимы были во узах смерти души умерших от века имущим державу смерти, и, сокрушив вереи ада, Он вывел откуда пленников ада. О чем говорит это событие? Сошествие является свидетельством совершившейся победы Христа над диаволом и уничтожении его власти над душами умерших, потому что как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного, как говорит Спаситель в ответ на обвинение иудеев, что Он якобы силою веельзевула изгоняет бесов (Мф. 12, 29). Исцеления бесноватых были только начатками этой победы Искупителя над диаволом и уничтожения его власти над людьми, сошествие же во ад — совершенным выявлением этой победы.
Учение о сошествии Иисуса Христа во ад наиболее полно выражено в следующих словах ап. Петра: Христос единою о гресех наших пострада, Праведник за неправедники, да приведет их Богови, умерщвлен убо быв плотию, ожив же духом, о нем же и сущим в темнице духовом сошед проповеда, противльшимся иногда, егда ожидаше Божие долготерпение, во дни Ноевы делаему ковчегу, в немже мало, сирень осмь душ, спасошася от воды (1 Пет. 3, 18—20). Из этих слов апостола следует, что Христос сходил в темницу духов, когда был мертвым по плоти, т. е. до Своего вос¬кресения, и следовательно, не в одухотворенном и прославленном уже теле, а только в Своей человеческой душе. «Тело Христа достигло только до гроба, а душа снизошла до ада».
Кроме того, смерть Христа и Его сошествие в ад (1 Пет. 3, 19—20; 4, 6; Еф. 4, 8—10) означают избавление из ада душ умерших прародителей, пророков и праведных дохристианского мира; и таким образом выражают особое значение Креста Господня для ветхозаветного мира, исходящее от Крестной смерти Христа, во искупление преступлений, бывших в переем завете (Евр. 9, 15).
Избавление из ада означает также снятие клятв, о которых читаем в Ветхом Завете: а) клятвы, связанной с изгнанием из рая Адама с Евой и их потомков; а также (Быт. Гл. 3); б) клятвы, наложенной Моисеем на упрямых неисполнителей данных через него законов (Втор. Гл. 28)."
«…когда до вознесения Христос был в горнице с учениками, они трогали его пронзенное тело, помните про Фому»
Господь явился десяти ученикам, собранным вместе (отсутствовал Фома, по св. Иоанну), как раз в то время, когда пришедшие из Эммауса Лука и Клеопа еще продолжали свой рассказ, как бы для того, чтобы рассеять в своих учениках всякие сомнения и излечить их от остатков неверия. По словам св. Иоанна, это было «в тот же первый день недели вечером», то есть поздно вечером в первый день недели. Тут св. Иоанн отступает от обычного еврейского исчисления, по кото¬рому вечер есть начало другого дня. Двери дома были заперты — «из опасения отиудеев»; до учеников, видимо, дошла молва, что тело Христово было украдено ими, и поэтому они вполне естественно могли опасаться каких-нибудь насильственных мер со стороны враждебно настроенных к ним иудеев. И вот — «когда двери дома были заперты из опасения от иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!» Здесь проявилось особенное свойство прославленного Тела Господа, по которому вещественные предметы не составляли для Него препятствия к прохождению сквозь них. Чудесность такого прохождения Господа сквозь закрытые двери вызвала смущение учеников, о котором говорит св. Лука: «Смутившисьи испугавшись, подумали, что видят духа» — они подумали, что это только дух Господа, отрешенный от тела и пришедший к ним из шеола, то есть что явившийся к ним не живой, а мертвец. Для уверения, что это именно Он, Господь показывает им руки и ноги Свои, раны от гвоздей на коих свидетельствуют, что это тоже самое тело, которое распято было на кресте, предлагает даже осязать Себя, дабы убедиться, что это Он Сам, а не дух или призрак Его. С целью искоренить в учениках остатки неверия Господь вкушает передними оставшуюся, вероятно, от их вечери печеную рыбу и сотовый мед. «Ученики обрадовались, увидевши Господа» — сомнения их рассеялись, и их охватила та радость, о которой предсказывал им Господь на Тайной Вечере: «Но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимету вас» (Ин. 16:22). По словам св. Марка, Господь упрекал их за неверие и жестокосердие, что они не поверили тем, которые видели Его воскресшим, то есть женам-мироносицам, Луке и Клеопе (Мк. 16:14).