"Первопричина, сказали мы, проявляясь, остается неизменной. Сегодня мы постараемся узнать каким образом Первопричина, единая и неизменная, производит все разнообразие проявленной вселенной, другими словами, мы постараемся понять процесс космической эволюции. Мы уже видели, что Первопричина - в то же время и единственная абсолютная Реальность; все видимое - не более как Ее проявление, преходящие и временные тени Единого Света. В настоящей беседе мы постараемся уловить, как это "Единое" проявляется во времени и в пространстве; ибо эволюция есть не что иное, как проявление "Единого" во времени и пространстве. Но прежде чем идти дальше, необходимо определить значение этих двух терминов: "время" и "пространство"; иначе эти понятия могут повести нас к ошибочным заключениям.
Необходимо усвоить себе ясно, что время и пространство не более, как способы нашего восприятия. Их санскритские названия дают нам ключ к их истинному значению: Время "калаха" означает действие счета; Пространство "дешаха" означает действие направления.
Из этого следует, что время по-санскритски - это та последовательность, в которой мы узнаем объекты, а пространство - то направление, в котором мы их воспринимаем. Время и пространство, как абсолютные реальности не существуют: они не более, как способы нашего восприятия фактов. Под временем я разумею прошедшее, настоящее и будущее, т.е. три вида нашего знания фактов. Под пространством я всегда разумею идею: "здесь, там, в этом направлении, в том направлении". И мы сейчас же увидим, что эти понятия изменяются, смотря по тому, кто воспринимает: что для одного представляет прошедшее, для другого может быть настоящим; что для одного "здесь", для другого может быть "там". Возьмем для пример солнце. Следя за ним глазами в его кажущемся движении, вы приписываете ему различные положения в различные часы дня и вы определяете словами "здесь", "там", последовательные направления, в которых вы его видите. Но если бы вы находились на солнце, не было ли бы оно для вас всегда "здесь"? Для нас, обитателей земли, земля всегда "здесь", но не окажется ли она для обитателей иной планеты "там"? Следовательно, что для одного "здесь", то для другого "там".
Тоже и относительно времени. Когда наступит ночь, мы говорим что солнце зашло. Мы видели его днем, затем - мы перестали видеть его. Но обитатели солнца будут воспринимать его как имеющееся на лицо и "теперь"; для них солнце не будет никогда в прошедшем времени. Таким образом, настоящее, прошедшее, будущее, также и положение и направление предметов - не более как способы нашего восприятия. В действительности, в мироздании существует только одна единая Сущность, являющаяся нам под различными видами во времени и пространстве." Глава 4 "О процессе мирового проявления".
Брахман Чаттерджи. "СОКРОВЕННАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ ИНДИИ". Лекции, читанные в Брюсселе в 1898 году. Прочитайте и увидите, что Эйнштейн написал свои открытия значительно позже индусов.