Проблема религоведения.

философия религия Наука религоведение

При изучения вопроса религии, религоведы испытывают частые проблемы с тем, что называется "светская трактовка религиозного учения", которая при более глубоком рассмотрении, является мягко говоря далекой от реальности. Так же религовед может быть под влиянием своей государственной идеологии, например, марксисткой методологии, как например развивалось религоведение при СССР, что мешало беспристрастному анализу материала. Большинство религоведов это понимают. То есть, грубо говоря, религоведам не хватает личного религиозного опыта (психопрактики), для понимания сути религии.

С другой стороны, казалось бы самим верующим психопрактики должно хватать, но часто мы видим пристрастность с их стороны к вопросу собственной религии. Недостаток нейтральной оценки - вот на мой взгляд главная проблема для большинства верующих конкретной религии. Например, христиане отказываются изучать языческие религии, потому что, как им кажется, это противоречит христианским убеждениям. И мы сталкиваемся с ограниченным кругозором.

Как разрешается это противоречие? Как сохранить нейтральный подход, широкий подход, какой бывает у религоведов, и как при этом решить проблему нехватки персонального религиозного опыта, при таком подходе? Есть ли золотая середина?

Примечание:
Александр за, конкретно эти книги не читал, так что не могу ничего сказать на счет уместности их упоминания и насчет беспристрастной оценки автора этих книг.

Примечание:
daraevdokimova, можно и так и так, но вообще вы правы.

Примечание:
Вилмс расставляет приоритеты))
Ответы:
...Как разрешается это противоречие?...
в тяжелых случаях "золотую середину" ищет психиатр
Ни одна дисциплина, по недоразумению называемая "гуманитарной наукой" не имеет нейтральных подходов. Математика и логика имеют формальные правила, естественные науки к нейтралитету приводятся результатами экспериментов. Ни в юриспруденции, ни в истории, ни даже в экономике нейтралитета не бывает. Если об отдельных фактах договориться еще иногда удается, то об их оценке, выводах и прогнозах общего мнения не бывает никогда.
Мне понравилось мнение, которое по этому вопросу высказал Ноам Хомский. По его мнению, физика оперирует предельно простыми сущностями - элементарными частицами и их взаимодействиями, максимум до атомов. Химия - чуть более сложными, вроде соединений атомов. Биология - еще более сложными системами, предел сложности которых - отдельно взятый человек. И биология фактически уже находится на границе однозначности. Всё, что касается систем, в которых взаимодействуют группы людей, подвержено такому количеству факторов, которое выходит за границы возможностей нашего интеллекта.
Примерно то же можно сказать о нематериальном мире идей. Математика и логика, которые работают с элементарными суждениями, в голове укладываются нормально. А вот масштаб вопросов и суждений, на которые замахиваются религии, находится далеко за пределами, в которых наш интеллект способен к объективности.
Нам остается только эволюционировать своим сознанием до тех вершин, когда это понимание нам станет доступно. Что-то вроде того, как апостол Павел писал "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан."
----- христиане отказываются изучать языческие религии, потому что, как им кажется, это противоречит христианским убеждениям. И мы сталкиваемся с ограниченным кругозором--
что бы понять ребенка, не нужно исследовать всех детей планеты, заведите своего и будете иметь возможность проникнуть в психологию дитя. Что бы понять истину не нужно колесить по миру в исследовании всех существующих религий, достаточно выйти на огород и понаблюдать за муравьями.  оно такое маленькое и так старается, не лежит на солнце и не бездельничает, но с утра до вечера облагораживает весь муравейник. нам бы поучиться рвению муравья -нашему обществу цены не было бы.
И вы знаете, ведь те кто исследуют все направления -жизнь проходит мимо таких людей. Они копят и копят знания, от которых толку нет ни для семьи ни для детей, их досуг -это поумничать где то в таком месте, что бы их редкими мыслями какое то дитя повосхищалось. но муравей выше таких людей
Религиоведения*
Имхо
При изучении вопроса религии, религиоведы могут как испытывать, так и не испытывать проблем из-за своей собственной идеологии, на дворе XXI век, СССР распалось и никто ни в кого не пихает насильно те или иные убеждения, так что ваша проблема немного устарела, на мой взгляд.
Невозможно изучать религию, не погружаясь вглубь нее, т.е. без этой самой психопрактики в той или иной степени. Поэтому религиовед, изучивший всё, как раз и может давать нейтральную оценку, если религию вообще можно оценивать.
  А вопрос необъективного отношения христиан к другим религиям, это следование христианским убеждениям, да. Он не связан с религиоведением, так как религиовед как раз и является светским человеком (хотя это не мешает ему самому быть верующим).
Присоединяясь к Mad Cat, возможно, что для вас хорошим религиоведом будет только тот, кто лично переверит во все религии, причем искренне, ну как главный герой в фильме "Жизнь Пи". Тогда ведь точно психопрактика огого будет...
Никак. Это противоречие разрешается только на субъективном уровне.


11 лет назад

RPI.su - самая большая русскоязычная база вопросов и ответов. Наш проект был реализован как продолжение популярного сервиса otvety.google.ru, который был закрыт и удален 30 апреля 2015 года. Мы решили воскресить полезный сервис Ответы Гугл, чтобы любой человек смог публично узнать ответ на свой вопрос у интернет сообщества.

Все вопросы, добавленные на сайт ответов Google, мы скопировали и сохранили здесь. Имена старых пользователей также отображены в том виде, в котором они существовали ранее. Только нужно заново пройти регистрацию, чтобы иметь возможность задавать вопросы, или отвечать другим.

Чтобы связаться с нами по любому вопросу О САЙТЕ (реклама, сотрудничество, отзыв о сервисе), пишите на почту [email protected]. Только все общие вопросы размещайте на сайте, на них ответ по почте не предоставляется.