Почему же тайной?
Вот притча из Библии:
"Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
Тогда [Авраам] сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят."
(Лук.16:19-31)
Что происходит с душой при смерти?
«Учение о том, что человеческая душа бессмертна и что она продолжает жить после смерти человека и разложения тела, представляет собой одну из основ христианской философии и теологии»
НОВАЯ КАТОЛИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
ОДНАКО в том же труде признается, что «представление о душе, которая переживает смерть, найти в Библии нелегко». Чему же тогда на самом деле учит Библия о том, что происходит с душой при смерти?
Мертвые находятся в бессознательном состоянии
Состояние мертвых ясно описывается в Екклесиасте 9:5, 10, где мы читаем: «Мертвые ничего не знают... ...В могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости». Следовательно, смерть — это состояние небытия. Псалмопевец писал, что, умирая, человек «возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Псалом 145:4).
Итак, мертвые находятся в бессознательном состоянии, в полном бездействии. Вынося Адаму приговор, Бог сказал: «Прах ты, и в прах возвратишься» (Бытие 3:19). До того как Бог сформировал его из праха и вдохнул в него жизнь, Адама не было. Умерев, Адам возвратился в прежнее состояние. Наказанием для него была смерть — не переход в другую сферу существования.
Душа может умереть
Что случилось с душой Адама, когда он умер? Вспомните, что в Библии слово «душа» часто относится к личности. Поэтому, говоря, что Адам умер, мы подразумеваем, что умерла душа по имени Адам. Это, может быть, непривычно слышать тем, кто верит в бессмертие души. Однако в Библии говорится: «Душа согрешающая, та умрет» (Иезекииль 18:4). Назореям было сказано «не подходить к мертвому телу» («мертвой душе», НМ) (Числа 6:6). А в Числах 23:10 Валаам сказал: «Да умрет душа моя смертью праведников».
Подобное высказывание о душе мы находим в 3 Царств 19:4 (ПАМ). В крайне подавленном состоянии Илия «просил смерти душе своей». Также Иона «просил душе своей смерти, и сказал: лучше мне умереть, нежели жить» (Иона 4:8, ПАМ). А Иисус употребил выражение «душу... погубить», которое в переводе под редакцией епископа Кассиана звучит как «душу... убить» (Марка 3:4). Итак, смерть души просто означает смерть человека.
«Выходить» и «возвращаться»
Но что можно сказать о трагической смерти Рахили, которая умерла во время родов второго сына? В Бытии 35:18 мы читаем: «И когда выходила из нее душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином». Доказывают ли эти слова, что от Рахили при смерти отделилась какая-то внутренняя субстанция? Вовсе нет. Вспомните, что слово «душа» может также относиться к жизни, которой наделены люди. Следовательно, здесь под «душой» Рахили просто подразумевается ее «жизнь». Поэтому в «Современном переводе» слова «выходила из нее душа» переведены как «умерла, рожая». Здесь нет и намека на то, что какая-то таинственная часть Рахили осталась жить после ее смерти.
Тот же принцип применим и к 3-й книге Царств, 17-й главе, где говорится о воскресении сына вдовы. В 22-м стихе мы читаем, что после молитвы Илии над телом мальчика «услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил». Опять же, слово «душа» означает здесь «жизнь». Поэтому в «Современном переводе» мы читаем: «Жизнь мальчика вернулась в него, и он ожил». Да, речь шла о жизни, а не о какой-то призрачной душе, которая возвратилась в тело мальчика. Это согласуется с тем, что Илия сказал матери мальчика: «Смотри, сын твой [личность в целом] жив» (3 Царств 17:23).
Дилемма с «промежуточным состоянием»
Многие из тех, кто называет себя христианами, верят в будущее воскресение, во время которого тела́ соединятся с бессмертными душами. Затем воскресшие узнают, что им определено: награда ли за добродетельную жизнь или возмездие за злые дела.
На первый взгляд, эта концепция довольно проста. Однако верящие в бессмертие души затрудняются объяснить, что происходит с душой в период после смерти и до времени воскресения. Да, так называемое «промежуточное состояние» уже столетия вызывает множество предположений. Некоторые считают, что после смерти душа оказывается в чистилище, где она очищается от простительных грехов, чтобы стать пригодной для небес.
Как мы увидели, душа — это не что иное, как сам человек. Когда умирает человек, умирает душа. Поэтому после смерти нет никакого сознательного существования. Например, когда умер Лазарь, Иисус Христос не сказал, что его душа попала в чистилище, в преддверие ада, проходила мытарства или испытывала какое-то другое «промежуточное состояние». Вместо этого Иисус просто сказал: «Лазарь... уснул» (Иоанна 11:11). Ясно, что Иисус, зная истину о состоянии души после смерти, верил, что Лазарь был без сознания, не существовал.
Что такое дух?
В Библии говорится, что при смерти человека «выходит дух его, и он возвращается в землю свою» (Псалом 145:4). Значит ли это, что дух в прямом смысле освобождается от телесной оболочки и живет после смерти человека? Этого не может быть, так как дальше псалмопевец говорит: «В тот день исчезают все помышления его». Что же такое дух и как он «выходит» из человека в момент смерти?
Встречающееся в Библии слово «дух» (еврейское ру́ах; греческое пне́ума) в основном означает «дыхание». Поэтому вместо выражения «выходит дух его» Р. Э. Нокс в своем переводе в 145-м псалме, 4-м стихе, написал, что «дыхание покидает его тело». Однако слово «дух» означает намного больше, чем только процесс дыхания. Например, в Бытии 7:22 уничтожение жизней людей и животных во время Всемирного потопа описывается так: «Все, что имело дыхание духа [еврейское ру́ах] жизни в ноздрях своих на суше, умерло». Итак, «дух» может относиться к жизненной силе, которая есть у всех живых созданий — как у людей, так и у животных — и которая поддерживается дыханием.
Рассмотрим такой пример: оборудование работает под действием электрического тока. Когда ток отключают, оборудование перестает работать. После этого ток не становится отдельным механизмом. Также и с человеком: когда он умирает, его дух перестает оживлять клетки его тела. Дух не покидает тело, чтобы отправиться в другую сферу существования (Псалом 103:29).
Почему же в книге Екклесиаста 12:7 мы читаем, что при смерти человека «дух возвратится к Богу, Который дал его»? Означает ли это, что дух на самом деле летит через пространство к Богу? Ни о чем таком здесь не говорится. Вспомните, что дух — это жизненная сила. Если жизненная сила покинула человека, только Бог может ее возвратить. Итак, дух «возвращается к Богу» в том смысле, что надежда на будущую жизнь для умершего человека всецело зависит от Бога.
Только Бог может вернуть дух, или жизненную силу, благодаря которой человек снова сможет жить (Псалом 103:30). Но намеревается ли Бог это сделать?