Противоречит ли Библия сама себе?
Библию часто обвиняют в том, что она противоречит сама себе. Обычно люди, которые так говорят, сами не читали Библию, а просто повторяют слова других. Однако некоторые находят в Библии то, что кажется им настоящими противоречиями, и эти противоречия не дают им покоя.
ЕСЛИ Библия — действительно Слово Бога, изложение в ней должно быть последовательным, а не противоречивым. Почему же тогда создается впечатление, что некоторые стихи противоречат друг другу? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно прежде всего вспомнить, что хотя Библия и является Словом Бога, но ее записывали многие люди на протяжении нескольких веков. Это были люди разного происхождения и с разной одаренностью, им были присущи разные стили изложения, и все эти различия отразились в их записях.
Кроме того, если два или более человека пишут об одном и том же событии, то один может упомянуть подробности, которые другой опустит. К тому же различные писатели по-разному раскрывают тему, о которой пишут. Один может записывать события в хронологическом порядке, а другой — следовать какому-то иному принципу. В этой главе мы обратим внимание на некоторые предполагаемые противоречия в Библии и, учитывая вышесказанное, посмотрим, как их можно согласовать.
Беспристрастные свидетели
Некоторые «противоречия» возникают, когда существует два или более сообщения об одном и том же событии. Например, в Матфея 8:5 мы читаем, что, когда Иисус пришел в Капернаум, «к Нему подошел сотник» и попросил исцелить слугу. А в Луки 7:3 написано, что этот сотник «послал к Нему Иудейских старейшин — просить Его [Иисуса], чтобы пришел исцелить слугу его». Разговаривал ли сотник с Иисусом лично или послал к нему старейшин?
Ясно, что этот человек послал к Иисусу иудейских старейшин. Почему же тогда Матфей говорит, что сотник сам подошел к Иисусу? Потому что в действительности сотник обратился к Иисусу с просьбой через иудейских старейшин. Старейшины лишь передали его просьбу.
Чтобы пояснить это, прочитаем 2 Паралипоменон 3:1: «Начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме». А чуть дальше мы читаем: «Окончил Соломон дом Господень» (2 Паралипоменон 7:11). Строил ли Соломон лично весь храм от начала до конца? Конечно, нет. На самом деле в строительстве участвовало множество ремесленников и рабочих. Но Соломон был организатором этой работы и отвечал за нее. Поэтому в Библии говорится, что он построил дом. Подобно этому, в Евангелии от Матфея говорится, что к Иисусу обратился с просьбой сотник. А Лука дополняет это сообщение, указывая, что сотник обратился к Иисусу через иудейских старейшин.
Еще один подобный пример. В Матфея 20:20, 21 написано: «Приступила к Нему [к Иисусу] мать сыновей Зеведеевых с сыновьями своими, кланяясь и чего-то прося у Него». Она просила, чтобы Иисус, когда придет в свое Царство, дал ее сыновьям самое почетное место. А Марк сообщает об этом же событии так: «Подошли к Нему [к Иисусу] сыновья Зеведеевы Иаков и Иоанн и сказали: Учитель! мы желаем, чтобы Ты сделал нам, о чем попросим» (Марка 10:35—37). Так кто же просил Иисуса: двое сыновей Зеведеевых или их мать?
Ясно, что просили, как утверждает Марк, два сына Зеведеева. Но просили они через свою мать. Она говорила за них. Это подтверждается сообщением Матфея о том, что другие апостолы, услышав о просьбе матери сыновей Зеведеевых, рассердились не на мать, а на «двух братьев» (Матфея 20:24).
Приходилось ли вам слышать, как два человека описывали событие, свидетелями которого были они оба? Если да, то замечали ли вы, что каждый из них обращал особое внимание на те подробности, которые произвели впечатление именно на него? Возможно, один упускал что-то из того, что рассказывал другой. Однако оба они говорили правду. Точно так же обстоит дело с сообщениями четырех Евангелий о служении Иисуса и с рассказами о других исторических событиях, записанными в Библии разными людьми. Каждый из этих людей записывал точную информацию, даже если один упоминал те подробности, которые опускал другой. Разбирая все имеющиеся сообщения, можно получить более полное представление о происходившем. Такие различия доказывают, что библейские повествования составлялись независимо друг от друга. А согласованность этих повествований доказывает, что они правдивы.
Посмотрите контекст
Часто кажущиеся расхождения можно устранить, если просто посмотреть контекст. Давайте, например, рассмотрим часто возникающий вопрос о жене Каина. В книге Бытие 4:1, 2 мы читаем: «[Ева] родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля». Как известно, Каин убил Авеля; но затем мы читаем, что у Каина были жена и дети (Бытие 4:17). Если у Адама с Евой было только два сына, то откуда Каин взял жену?
Ответ прост: у Адама и Евы было больше чем два сына. Контекст показывает, что у них была большая семья. В Бытии 5:3 написано, что Адам стал отцом еще одного сына, Сифа, а в следующем стихе сказано: «Родил он [Адам] сынов и дочерей» (Бытие 5:4). Поэтому Каин мог жениться на одной из своих сестер или даже племянниц. На заре человечества, когда люди все еще были близки к совершенству, такой брак, очевидно, не был так опасен для здоровья их детей, как сегодня.
Контекст также помогает понять то, что́ некоторые считают разногласием между апостолом Павлом и Иаковом. В Ефесянам 2:8, 9 Павел говорит, что христиане спасаются верой, а не делами. Он пишет: «Вы спасены чрез веру... не от дел». Иаков же настаивает на том, что важны дела. Он пишет: «Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иакова 2:26). Как согласовать эти два высказывания?
Посмотрев контекст слов Павла, мы увидим, что одно утверждение дополняет другое. Апостол Павел ссылается на старания евреев соблюдать Моисеев закон. Евреи полагали, что, исполняя во всех мелочах Моисеев закон, они будут праведными. Павел показал, что это невозможно. Мы унаследовали грех от рождения, и поэтому никогда не сможем стать праведными — а значит и заслужить спасение — благодаря делам. Мы можем спастись только верой в искупительную жертву Иисуса (Римлянам 5:18).
Иаков же добавляет очень важную мысль о том, что вера бесполезна, если не подкреплять ее делами. Тот, кто утверждает, что верит в Иисуса, должен доказывать это своими делами. Пассивная вера мертва и не приведет к спасению.
Апостол Павел был полностью с этим согласен и часто упоминал, какие дела должны делать христиане, чтобы показывать свою веру. Например, в послании к Римлянам Павел писал: «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению». ‘Исповедовать устами’ — то есть делиться своей верой с другими — крайне важно для спасения (Римлянам 10:10; смотрите также 1 Коринфянам 15:58; Ефесянам 5:15, 21—33; 6:15; 1 Тимофею 4:16; 2 Тимофею 4:5; Евреям 10:23—25). Однако никакими делами и, конечно же, никакими стараниями исполнять Моисеев закон христианин не может заслужить право на вечную жизнь. Это «дар Божий», который Бог дает тем, кто на деле проявляет веру (Римлянам 6:23; Иоанна 3:16).
Различные точки зрения
Иногда те, кто записывал Библию, рассматривали одно и то же событие с разных точек зрения или по-разному представляли свои сообщения. Учитывая такие различия, можно легко разрешить другие кажущиеся противоречия. Примером этого служит стих Числа 35:14, где Моисей говорит о территории к востоку от Иордана как об «этой стороне Иордана». Иисус же Навин, говоря о земле к востоку от Иордана, называет ее землей «за Иорданом» (Иисус Навин 22:4). Какое же из утверждений правильно?
Правильно и то и другое. В согласии с сообщением книги Числа, израильтяне еще не перешли Иордан и не вошли в Обетованную землю, поэтому для них восточный берег Иордана был «этой стороной». А Иисус Навин уже перешел Иордан. Теперь он был на западном берегу реки, в земле Ханаан. Поэтому для него восточный берег был «за Иорданом».
Кроме того, видимость противоречия может возникнуть из-за способа преподнесения рассказа. Из слов книги Бытие 1:24—26 исходит, что животные были созданы раньше человека. Но, судя по стихам Бытие 2:7, 19, 20, создается впечатление, будто человек был создан прежде животных. Почему возникает такое расхождение? Потому что в этих двух сообщениях о сотворении повествование ведется с двух разных точек зрения. В первом случае описывается создание неба и земли, а также всего, что на них существует (Бытие 1:1—2:4). Во втором сообщении внимание сосредоточивается на создании людей и на их согрешении (Бытие 2:5—4:26).
Первое сообщение составлено в хронологическом порядке и разделено на шесть последовательных «дней». Второе написано с учетом тематической важности. После небольшого вступления повествование логически переходит прямо к сотворению Адама, так как именно он и его семья будут темой дальнейшего повествования (Бытие 2:7). Прочая информация добавляется по мере необходимости. Мы узнаём, что после сотворения Адам должен был жить в саду Едемском. Поэтому упоминается о насаждении этого сада (Бытие 2:8, 9, 15). Иегова поручает Адаму назвать «всех животных полевых и всех птиц небесных». А значит, пора упомянуть, что «Господь Бог образовал из земли» всех этих созданий, хотя их сотворение началось задолго до появления Адама (Бытие 2:19; 1:20, 24, 26).
Внимательно прочитайте сообщение
Подчас все, что нужно, чтобы разрешить кажущиеся противоречия,— это внимательно прочитать сообщение и поразмышлять над полученной информацией. Именно так обстоит дело с сообщением о захвате Иерусалима израильтянами. Иерусалим был назван среди городов, которые получил в наследство Вениамин, но мы читаем, что колено Вениамина не смогло захватить этот город (Иисус Навин 18:28; Судей 1:21). Кроме того, мы читаем, что колену Иуды тоже не удалось захватить Иерусалим,— как будто этот город был частью наследства колена Иуды. В конечном итоге Иуда захватил Иерусалим и сжег его (Иисус Навин 15:63; Судей 1:8). Однако в Библии также написано, что спустя сотни лет Иерусалим захватил Давид (2 Царств 5:5—9).
На первый взгляд все это может показаться очень запутанным, но в действительности никаких противоречий здесь нет. Граница между владениями Вениамина и Иуды проходила по долине Енномовой, прямо через древний город Иерусалим. Город, получивший впоследствии название Город Давидов, действительно находился на территории Вениамина, как и записано в книге Иисуса Навина 18:28. Но, похоже, часть иевусейского города Иерусалима лежала также и в долине Енномовой, занимая таким образом часть территории Иуды; поэтому Иуде тоже пришлось воевать против хананеев, живших в этом городе.
Вениамин не сумел захватить город. Иуда однажды захватил Иерусалим и сжег его (Судей 1:8, 9). Но, очевидно, войска Иуды пошли дальше, а некоторые из прежних жителей снова завладели городом. Позднее город стал очагом сопротивления, подавить которое не могли ни Иуда, ни Вениамин. Таким образом, иевусеи оставались в Иерусалиме до тех пор, пока сотни лет спустя город не захватил Давид.
Второй подобный пример встречается в Евангелиях. В Евангелии от Иоанна говорится, что Иисус шел к месту казни, «неся крест [«столб мучений», НМ] Свой» (Иоанна 19:17). Однако Лука пишет: «Когда повели Его, то, захвативши некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест [«столб мучений», НМ], чтобы нес за Иисусом» (Луки 23:26). Нес ли Иисус сам орудие своей смерти, или вместо него это делал Симон?
Очевидно, сначала, как указывает Иоанн, Иисус нес столб мучений сам. Но затем, как свидетельствуют Матфей, Марк и Лука, оставшуюся часть пути до места казни нести столб заставили Симона Киринеянина.
Доказательство беспристрастности
Правда, в Библии есть кажущиеся противоречия, согласовать которые довольно трудно. Но не следует предполагать, что это действительно противоречия. Часто такое впечатление создается просто из-за незнания всех фактов. В Библии содержится достаточно информации для удовлетворения наших духовных потребностей. Но если бы Библия сообщала нам все подробности о каждом упоминаемом в ней событии, то это была бы огромная, громоздкая библиотека, а не маленькая, удобная в использовании книга, которой мы пользуемся сегодня.
Апостол Иоанн с оправданным преувеличением написал о служении Иисуса: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоанна 21:25). И еще более невозможно было бы описать во всех подробностях всю длинную историю Божьего народа со времен патриархов до времен христианского собрания I века!
В действительности же Библия — это шедевр лаконичности. В ней содержится достаточно сведений, чтобы мы могли понять, что это не просто плод труда людей. Все обнаруживаемые в Библии расхождения доказывают: те, кто ее писал, были поистине беспристрастными свидетелями. С другой стороны, поразительная согласованность Библии — а более подробно мы поговорим об этом в одной из следующих глав — ясно указывает на ее божественное происхождение. Библия — это слово Бога, а не человека.