При полетах по ППП пилот определяет крен и тангаж ВС по специальному прибору – авиагоризонту. При полетах по ПВП крен и тангаж определяются пилотом визуально по линии естественного горизонта. Исходя из этого наступает понимание основных ограничений для полетов по ПВП – пилот всегда должен видеть линию горизонта, а значит он не может лететь по ПВП ночью, в облаках или в условиях недостаточной видимости. Правда существуют еще и ОПВП. При полетах по этим правилам пилот определяет крен и тангаж не по линии горизонта, а по прибору. Это позволяет лететь ночью или в условиях ограниченной видимости. Но на этом и заканчиваются все различия между ПВП и ОПВП.
Навигация при полетах по ППП ведется с использованием радиомаячных систем под непрерывным радиолокационным контролем. Трассы для полетов по ППП оснащены соответствующим образом, на борту ВС так же имеется специальное оборудование – радиокомпасы, дальномеры, курсовые системы, радиолокационные ответчики и т.п. Пилот определяет положение ВС на маршруте, опираясь на считываемые им с приборов пеленги, удаления, а то и сразу географические координаты, полученные из систем спутниковой навигации. При полетах по ПВП в распоряжении пилота только три инструмента – карта местности, компас и собственные глаза. Маршруты для полетов по ПВП прокладываются таким образом, чтобы контрольные и поворотные пункты имели характерные ориентиры на земле. Чаще всего таковыми являются железнодорожные станции, мосты, населенные пункты, характерные изгибы рек или дорог и т.п. Двигаясь по маршруту, пилот выдерживает по компасу рассчитанные заранее курс, визуально определяет на земле характерные ориентиры, находит их на карте, определяет свое местоположение и, при необходимости, вносит в курс соответствующие поправки.
Таким образом, становится ясно, что при полетах по ПВП огромную роль играет погода. Поскольку пилот должен постоянно видеть на земле какие-либо ориентиры – полет по ПВП невозможен в сплошной облачности или над ней. Полет по ПВП (ОПВП) так же весьма затруднителен в условиях ограниченной видимости – можно запросто потерять ориентировку. Разумеется, в наше время даже самые простые самолеты оснащены радиокомпасами, да и редко кто сейчас не имеет на борту приемника GPS, но все же при полете по ПВП первичной является визуальная ориентировка, а показания приборов используются для контроля или для восстановления ориентировки в случае ее потери.
Отдельным моментом является выбор высоты для полета по ПВП. Чаще всего такие полеты выполняются на высотах ниже нижнего эшелона. Пилот может выполнять полет на минимальной высоте, проходя буквально над кромками деревьев и крышами домов, при этом возникающие на его пути препятствия он обходит не сверху, а сбоку. Но лучше лететь немного повыше, с одной стороны это безопаснее, а с другой – с высоты лучше обзор, легче выделять на местности визуальные ориентиры. Оптимальной для полетов по ПВП на ВС 4-го класса обычно является высота 200-300м. Выше можно, но не всегда получается. Согласно НПП полеты по ПВП могут производиться на высотах до 6100м, но не каждый самолет сможет забраться на такую высоту, а чаще всего высота полета по ПВП ограничивается облачностью. По требованиям того же НПП вертикальное расстояние от ВС до нижней границы облаков в равнинной местности должно быть не менее 50м.
Также огромна разница между ППП и ПВП при распределении обязанностей между экипажем и диспетчером. При полетах по приборам основной груз ответственности лежит на службе УВД, пилоту остается лишь выдерживание схемы, маршруты, заданные эшелоны и точно и своевременно выполнять указания диспетчера. При полетах по ПВП основная часть обязанностей и ответственностей ложиться на пилота. Он должен самостоятельно выдерживать безопасные интервалы между ВС, определять истинную безопасную высоту и обходить искусственные препятствия, выдерживать установленный маршрут с помощью визуальной ориентировки, передавать службам УВД достоверную информацию о своем местоположении и условиях полета, и точно и своевременно выполнять полученные указания. Диспетчер, при обслуживании полетов ВС по ПВП, обеспечивает лишь безопасные временные интервалы при взлете и своевременную информацию экипажа о воздушной и метеорологической.
Напоследок сообщу, что экипаж воздушного судна в любой момент может запросить у диспетчера службы движения переход с одних правил полета на другие, правда для этого требуется соблюдение некоторых условий, о которых вы можете прочитать ниже.