Раскрутка форума.
1. Что такое раскрутка форума, что есть форум вообще, пустая трата времени или реальный двигатель сайта?
Серьезная трата времени. И это двигатель сайта. Действительно «и», никаких «или». Чтобы что-то работало и плодоносило — надо тратить время и в конечном итоге это окупится сторицей. Если поставить на сайт форумный скрипт, и создать нужные тематические категории, везде написать «Добро пожаловать на наши форумы!» и сидеть, ждать, когда вся машина закрутится — скорее всего, это действительно потраченное время зазря.
2. Вместо вопроса «Что сделать для того, чтобы форум начал жить?» для начала стоит немного прояснить вопрос «А зачем, собственно, этот форум нужен?».
Считается, что основных причин две. Первая — приток нецелевых посетителей на сайт. Действительно, если стоит на сайте хороший форумный скрипт, отлаженный внешний вид форума и он хорошо индексируется поисковыми роботами — можно ожидать заходов посетителей с поисковых систем по самым неожиданным словосочетаниям в тексте записей. А это — повышение посещаемости сайта и, следовательно, рост его позиций в рейтингах (например, в puls.lv). Кроме того — нецелевые посетители вполне могут превратиться в целевых, если форум их заинтересует.
Второй причиной называется открутка большого количества баннеров, которые можно разместить на страницах форума. Опять же — это совершенно резонно, даже если повеситm всего 3 баннера на каждой странице — скажем, один 468x60 сверху и два 100x100 внизу страницы. При просмотре форума, темы и дальнейшем ответе на нее, посетитель может просмотреть до 10-ти больших баннеров и до 20-ти маленьких. Баннерные показы также легко конвертирутся в дополнительных посетителей сайта.
Однако, есть и третья причина. Форум — это изначально место общения, существующее для обмена мнениями. В общении, как известно, истина не рождается, зато рождается много новых идей, решений различных проблем, возможностей посмотреть на избитое дело с другой точки зрения. Именно здесь, в общении с постоянными и новыми посетителями, могут возникнуть какие-то новые мысли или обнаружатся знания, которые потом можно будет применить с куда большей пользой, чем простое повышение посещаемости сайта или увеличение баннерных показов. Достаточно просто осознать это, и вопрос «Что делать?» можно считать наполовину решенным. Подходить к форуму нужно не как к раскрутке сайта, а как к месту общения с потенциальными клиентами. И тогда, скорее всего, получится сделать его посещаемым и полезным и сайту и тур бизнесу.
Третий причиной является раскрутка новых туров, реклама обкатанных.
Четвертой — всегда присутствует обратная связь в клиентами, и можно быть всегда в курсе, что хорошо, и что плохо в организуемых путешествиях.
Конечно же, простого этого понимания недостаточно — нужны прямые и конкретные шаги, которые в приближении могут подвести к успеху как можно ближе. Они исключительно просты и прозрачны, нет никаких особенно хитрых приемов.
1. Вначале стоит определиться с форумным скриптом. Если под рукой нет собственного, тогда следует остановиться на каком-то из известных решений. Есть бесплатные, есть и те, которые стоят определенных вложений. Почти все работают на связке языка программирования PHP и базы данных MySQL и почти все нынешние хостинг-провайдеры предоставляют эту связку в своих тарифных планах.
Скрипт выбран, форум поставлен на сервер и запущен в рабочем режиме. Теперь надо его модифицировать для лучшего восприятия, как посетителями, так и поисковыми системами. За редким исключением эти процедуры надо проделывать почти со всеми форумными скриптами. Для начала следует пробежаться по всем выдаваемым шаблонам и привести их к некой общей оставляющей с дизайном сайта. Лучше, если у форума будет свое оригинальное и неповторимое лицо и при этом оно будет узнаваемым при взгляде на сайт, которому сопутствует. Хотя и славны форумы не дизайном, а как раз информационной составляющей, но это также будет дополнительным плюсом.
2. Желательно добиться, чтобы тема сообщения выводилась в начале поля <title> страницы, заголовке <h1> и еще в паре мест (к примеру, в элементе «путь» вверху и его копии внизу). Если шрифт очень крупный, и полностью выпадает из дизайна сайта, то таблицей стилей можноего привести к нормальному размеру.
3. Требуется создать для форума отдельный домен на сайте — этим также чуть лучше расположим к себе поисковые системы. Наиболее распространенный вариант — поддомен forum на домене основного сайта. Впрочем, можно и сразу залощиться на отдельный домен второго уровня, но это вопрос не принципиальный и ничего реально он не добавит, разве только набрать его руками в броузере будет чуть проще.
4. Следующий шаг — перевод динамической выдачи страниц форума в виртуальную статическую. Это не обязательно, но желательно, так как многие поисковые системы настороженно относятся к динамической выдаче результатов обработки данных (динамические адреса имеют более чем на порядок меньшую квоту при индексации страниц), а почти все форумные скрипты выдают результаты в длинной строке с набором многих параметров. Буквально, задача состоит в том, чтобы URL вида:
http://forum.сайт.lv/index.php?board=13&threadid=84&messageid=1273
«на лету» превратился в более короткий и понятный адрес, например в такой:
http://forum.сайт.lv/board13/thread84/message1273/
Это делается на уровне сервера. Под повсеместно распространенный Apache существует дополнительный модуль который называется mod_rewrite, чаще всего он уже стоит на сервере у хостинг-провайдера и его надо только подключить. Именно он и занимается подобными преобразованиями. Здесь, опять же, может помочь поиск подобной открытой модификации для форумного скрипта, либо придется таки обратиться к помощи знакомого программиста. Документация на русском языке по синтаксису и использованию mod_rewrite имеется в интернете в достаточном количестве.
5. Наконец, нужно воспользоваться возможностями, предоставляемыми файлом robots.txt и запретить к индексации поисковиками все вспомогательные страницы, оставив только главную страницу со списком форумов, страницы отдельных форумов и, собственно, сами страницы с темами сообщений.
Все остальные страницы — регистрация новых посетителей и входа на форум уже зарегистрированных, страница ответа на сообщение, список зарегистрированных членов форума и т.п. — это мусор, они не несут никакой смысловой нагрузки для поисковых систем, а последняя, кроме того, обычно представляет собой подобие каталога ссылок на домашние сайты пользователей, лишь отдающий наружу накопленный вес страниц внутри сайта и ничего не получающий взамен. Кроме этого, учитывая, что в роботах, проводящих индексацию страниц, существует квота на количество индексируемых за раз страниц, и может сложиться ситуация, что будут индексироваться, или пере индексироваться не нужные страницы, в то время как останутся не учтенными нужные.
6. В целом, техническая часть работы над форумом, готова. Теперь впереди самое простое и в то же время самое сложное, собственно то, что и подразумевается под «раскруткой форума» — в него надо вдохнуть жизнь, чтобы у него появились регулярные посетители. Что бы форум заработал как хороший рекламный менеджер.
Для этого необходимо
1. Удобнее начать не с того, что надо сделать для раскрутки форума, а с того, что делать не стоит. Не стоит регистрировать несколько аккаунтов на разных пользователей и создавать видимость оживленной дисскусии по какой-то теме. Cтиль написания сообщений у одного человека, в среднем, один и тот же. Даже если стараться «отыграть» роли для различных пользователей, так или иначе когда-то где-то будет прокол и это вряд ли скажется хорошо на репутации форума. Кроме того — это не сильно далеко от обычного почтового спама с подобными же последствиями, просто его другая грань.
Ну и, конечно, это серьезные затраты времени. Подходить сразу же более серьезно — нужно потратить время для привлечения на форум новых посетителей, это будет куда более полезно для форума, чем заполнение его массой сообщений от посетителей виртуальных.
2. Не нужно создавать сразу с десяток форумов по всем возможным темам. Надо начать с минимального — создать 1 форум, не больше, в дальнейшем форумы будут отпочковываться от основного сами собой. Заведем одного или несколько потенциальных клиентов, которым как правило предлагается какой-либо тур со скидкой, будем общаться с ним, или ними сначала по теме этого тура, потом по близким темам в более неформальном ключе. На некоторых форумах даже существует определенная система скидок за участие в обсуждении определенных тем.
Вопрос о том, как заманить на форум первого постоянного посетителя примерно соответствует вопросу «как привлечь клиента?». У каждого свои методы, но все известные сводятся к следующему. Писать адресные письма своим прежним клиентам, или возможным постоянным посетителям с приглашением посетить новый форум. Распространенный вариант — посещать другие форумы близких тематик и ненавязчиво переманивайте посетителей к себе. Нужно сделать форум в чем-то в чем-то уникальным и непохожим на другие близкие тематические форумы, но это можно определить только после начала работы сайта, когда у него начнет вырабатываться определенный стиль т тематика. Например, это может быть какая либо особенность отдыха в Тунисе, или Марокко. За уникальностью люди тянутся. Да и мало ли других способов. Самое главное — на этом этапе нужно постоянно непосредственно участвовать в развивающихся дисскусиях и не прекращать искать новых членов для форума.
3. Основная и, собственно, предпоследняя задача — создать костяк аудитории, или, если использовать модное зарубежное слово — коммьюнити. Сплотить посетителей из разрозненных индивидуумов в относительно дружную команду, стараясь свое собственное участие немного оттеснить на второй план, но при этом оставаясь основным аккумулирующим стержнем общения. Потому что форум, это все-таки именно Ваш дом.
Как сплотить посетителей? Опять же вопрос из серии общих, но более легкий, чем в обыденной жизни. Интернет — это вещь, в целом, без возрастная. Здесь директор серьезной фирмы может запросто общаться с 15-ти летним подростком, если у них схожие интересы. А в жизни такое случается редко. Коммьюнити можно сплотить почти из любого набора людей, надо только проявить некоторую сноровку. Серьзные конфликты стоит жестко и ровно пресекать, всяческие же новые идеи и веяния — стараться по возможности поощрять. Не лишне будет написать правила написания сообщений, и прописать в ний запрет на прямые или косвенные оскорбления, унижения и другое.
Единственное, с чем стоит бороться сразу и до конца — это с безграмотностью и попустительством в отношении языка общения. Никто из костяка постоянных посетителей не должен быть безграмотным. Это примерно так же, как если фирма начнет гнать халтуру, а Вы будете выставлять ее напоказ и гордиться ею. Это допустимо для редких посетителей, но никак не для постоянных членов коммьюнити.
4. Собрав костяк аудитории ошибочно считать, что уже почти все сделано. Да, основное коммьюнити — это уже почти самодостаточная система, которая может существовать без особого притока новой крови извне, мало того, сплоченный круг постоянных посетителей не очень-то привечает новичков — их вполне устраивает вертеться и в собственном соку. Единственно, чего в этой системе не учтено — без нашего участия все медленно, но верно, загнется — дисскусии затухнут, огонь на форуме погаснет. Форум начнет скатываться до частной переписки, и утратит свое основное предназначение — рекламной площадки по продаже туров.
Что делать? Задача последняя. Необходим качественный рывок. Скажем, новый тур на зимнюю рыбалку в Норвегию. Все желающие отправиться на рыбалку могут оставить свои сообщения, представления, а авторы десяти, или сотни лучших сообщений получат скидку на тур в размере 5%. На многих российских сайтах проводятся подобные конкурсы. Помимо этого устраивается и голосование участников форума за сообщение – статью. Последнее резонансно привлекает новых посетителей, так как каждый участник просит своих друзей проголосовать за него. А каждый новый посетитель — потенциальный участник форума.
Если такового рывка не намечается — нужно постараться придумать его сами. Нужно просматривать састы конкурентов и экспериментировать. Главное, что следует получить на выходе — приток новых посетителей на форум должен стать регулярным, частым и постоянным. Нужно стараться постоянно развивать форумы — скажем создать фотогалерею постоянных участников, где они побывали, поймать момент и когда все уже более-менее перезнакомятся и определятся где кто территориально — устроить встречу вживую, организатором ее можете стать вовсе и не мы, а сами участники, кто-то рано или поздно обязательно натолкнется на эту идею. Встречи вживую сближают большинство участников, хотя некоторых могут и отдалить — не стоит этого чураться, рано или поздно это так или иначе произойдет и это вполне нормальное явление, в жизни не всегда все так как в Сети.
5. Когда аудитория начнет разрастаться лавинообразно — одного форума начнет не хватать. Вот тут и стоит потихоньку начинать отпочковывать новые форумы, уже более четко ориентированные на конкретные тематические вопросы. Делать это стоит мягко, последовательно и постепенно, а не создавать несколько новых форумов за раз. Затем когда администратор форума начинает не справляться с потоком новых сообщений — для того, чтобы помочь ему давно придуман институт модерирования. Здесь, снова пригодится постоянный костяк аудитории — потому как добровольных помощников-модераторов проще и правильней всего набирать именно из их числа.
Если до сих пор не были написаны правила форума — самое время оформить их первую редакцию. Главное при их написании учесть и четко дать понять — демократии на форуме нет. Все здесь делается по правилам, которые написаны для всех, но при этом все подчинено одному человеку — администратору. Это наша рекламная компания гнете есть определенная линия. Демократию можно вводить лишь тогда, когда сообщество становится настолько большим и разнослойным, что режим линейного руководства уже не справляется. До сих пор ни одно сетевое коммьюнити в мире до таких размеров не доросло, а неудачных попыток введения демократических веяний в меньшем сообществе — огромное количество.
6. Дальнейшее развитие форумов почти везде идентично. Увеличение количества новичков, постепенная потеря интерса к форумам «старичков», которые не являются модераторами, им уже все это не ново. Чтобы окончательно их не растерять — надо поймать момент и вовремя создать закрытый клубный форум, прием в который осуществляется закрытым голосованием членов клуба. Стоит ожидать, что кроме клубного, на другие форумы «старички» ходить перестанут. И действительно — туда ими будут осуществляться лишь редкие вылазки. Зачем им другие форумы, если у них есть аналог старого первого форума, когда они общались только внутри своей сплоченной аудитории? Однако и сюда изредка стоит принимать новых членов, обновляя состав клуба.
7. Многие форумы, там где мне приходилось достаточно долгое время участвовать в их жизни, выросли вместе с сайтом в крупнейший портал по своей тематике, во многом, именно за счет форумов. Оффлайновый контингент в Риге насчитывает около 100 человек, которые в том или ином составе еженедельно по пятницам после работы у компьютера. И все они потенциальные клиенты для каких либо путешествий. Отправятся они в путешествие через наш сайт, или выберут другую компанию уже зависит не только от форума, но и от целого ряда других факторов, например, цена тура.