Загрузи спрашивающего статьей из интернета :
«Твёрдость и благолепие храма означают красоту и благолепие святых, также красоту рая, потому что Божественный храм изображает и рай. И ещё красота храма означает, что пришедший к нам (Христос) есть прекрасный Жених, а Церковь — прекрасная невеста Его. А в высшем смысле храм Божий — мы сами, и ради нас в нём сии веши чувственные, которые изображают нас». Итак, храм в понимании византийского богослова — это всеобъемлющий образ: дом Божий, мир и человек. Поэтому именно храм, продуманный и совершенный, может служить наиболее точным и ёмким символом культуры Византии.
Изобретения очков, компаса. Развитие мореплавания
Первые очки появились в XIII в. в Италии, где в то время производилось очень хорошее стекло. Гениальная мысль соединить две линзы с помощью оправы пришла, согласно легенде, в 1285 году стеклянному мастеру Скальвино Армати из Флоренции. Он же наладил первое производство очков. Потребность в очках вызвала развитие стекольного дела.
В ХГУ-ХУ вв. стекольно-шлифовальное дело начинает быстро развиваться в Голландии. Производство очков подготовили изобретение подзорной трубы, микроскопа и привели к созданию теоретических основ оптики. Это, в свою очередь, дало качественно новые средства науке, позволив сконструировать принципиально новые приборы для исследований.
Явление магнетизма было известно еще в древнем Китае. В летописи III в. до н.э. китайский философ Хэнь Фэй-цзы описывал устройство современного ему компаса. До наших дней сохранилась медная с делениями пластинка со стрелкой из природного магнитного железняка, отшлифованного в виде ложечки. Своей выгнутой поверхностью стрелка прикасалась к дощечке, а черенком указывала точно на юг.
Вначале компас представлял собой намагниченную иголку, укрепленную на пробке, которая плавала в сосуде с водой. В середине Х1Ув. в магнитную стрелку стали помещать на острие в середине бумажного круга-картуши, разделенного на 16 частей (румбов). Конструкция компаса постоянно совершенствовалась, скоро он стал главным навигационным прибором.
Компас, подзорная труба, а также выросшая техника "морского дела" дали новый толчок развитию путешествий, торговли, обмену научных знаний, позволили сделать XV и XVI вв. эпохой великих географических открытий.
Первое подробное изложение символики христианского храма применительно к смыслу литургии (главного христианского богослужения) приписывают патриарху Герману Константинопольскому, который пострадал за иконопочитание в 730 г. Патриарх впервые собрал воедино разрозненные толкования церковного здания и его частей, указав, что храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означал место Гроба Господня и престол, на котором почивает Господь. Апсида соответствовала Вифлеемской пещере, где родился Христос, и пещере, где Он был погребён; поэтому ей и придавалась полукруглая форма. Объяснялось также значение алтарной преграды, амвона (возвышения перед алтарём), жертвенника и т. п. Кроме того, церковь служила образом распятия Христова, а поэтому представлялось желательным, чтобы в структуре храма был запёчатлён главный символ христианства — крест.