В Швеции, занимающей второе место среди государств мира по рейтингу Индекса экологических достижений, уже используется ряд альтернативных видов моторных топлив.
Переходя на спиртное
Спиртное напитки в Швеции чрезвычайно дороги. В результате не иссякает поток однодневных туристов, запасающих дешевое пиво, вино и спиртное в соседних Германии и Дании. В прошлом году, проверяя соблюдение правил ввоза для личного потребления, таможенные власти конфисковали 55 000 литров спиртных напитков, 294 000 литров крепкого пива и 39 000 литров вина.
Петер Нильсен, глава шведской таможенной разведки в г. Мальмё на юге страны, говорит: «В 1986 году, когда я поступил в таможенную службу, эти напитки просто-напросто сливали – такова была принятая практика.
Но теперь экологическая ответственность стала знамением времени. Такая практика никому не приносит пользы, ни в экономическом, ни в экологическом смысле. А потому мы больше не сливаем спиртное в канализацию, а перерабатываем его по новейшей технологии на специализированном заводе в Линчёпинге, где из него получают биогаз и экологически чистые удобрения».
Конфискуемые спиртные напитки перерабатывают в экологически чистое топливо для шведских участников дорожного движения.
Миллион бутылок и банок, конфискуемых ежегодно таможней, транспортируют на склад, где их загружают в измельчитель, предварительно опорожнив. Содержимое разбавляют водой, перемешивают, в результате чего получается огромная порция коктейля самого дурного вкуса, какой только можно себе представить. Эту жидкость танкером отправляют на завод в Линчёпинг, примерно в 200 километрах к югу от Стокгольма, и там превращают в биотопливо для автобусов системы общественного транспорта, такси, мусоровозов, легковых автомобилей и даже одного железнодорожного состава.
Поезд на биогазе, вот уже шесть месяцев курсирующий между Линчёпингом и Вестервиком на юго-восточном побережье страны, привлек к себе международное внимание. Не исключено, что технологией, на которой основана его конструкция, вскоре воспользуется Индия.
Этот поезд на биогазе – один из первых таких поездов в мире.
Сберегайте, и вам воздастся
Петер Унден – директор по маркетингу компании «Шведский Биогаз» (Svensk Biogas), занимающейся производством, распределение и сбытом биогаза для транспортных нужд в восточном регионе Швеции. Ежегодно компания перерабатывает 50 000 тон выворачивающей наизнанку смеси из отходов скотобоен, отходов жизнедеятельности человека и конфискованного алкоголя, получая из нее биогаз чистого сгорания.
По его словам, после забоя коров и других животных, осуществляемого местной пищевой промышленностью, остаются отходы в виде крови, внутренностей и других фрагментов не пошедшей в употребление ткани. «Раньше все это отправляли на свалку. Там эти отходы сгнивали, вызывая просачивание метана», -- говорит он. «Поэтому конструктивное использование этой энергии – хорошее дело».
Технологическое чудо, способное превратить отходы в топливо, выбросы от которого составляют лишь пять процентов того количества, которое получается при сжигании бензина, совершается в анаэробном резервуаре – метатенке.
«Поступающие к нам на завод отходы перемешиваются, нагреваются до температуры в 70° С, а затем загружаются в метатенки», -- поясняет Унден. «Процесс разложения органического материала продолжается 30 дней, и в ходе него образуется биогаз. Очищаемый на выходе биогаз поступает затем в продажу».
По словам Ундена выгоды от использования биогаза в качестве моторного топлива заключаются в том, что этот ресурс возобновим, не вызывает выбросов двуокиси углерода, производится на месте, создавая тем самым рабочие места, и позволяет сократить транспортные затраты.
Дешевый выбор
Маттиас Гольдман из организации «Зеленые автомобилисты» (Gröna Bilister) говорит, что отказ от ископаемых топлив имеет и другие преимущества. «Все это – простая экономика. Заправляясь этанолом, вы экономите 1,5 кроны на 10 километров по сравнению с бензином. Если же ваш двигатель работает на биогазе, экономия составит 5 крон на 10 километров».
Кроме того, как указывает Гольдман, владельцы «зеленых» автомобилей освобождаются от уплаты налога на пробки в Стокгольме и могут бесплатно парковать машину во многих крупных городах Швеции. «К тому же ставка налога на такой автомобиль для тех, кто пользуется служебной машиной, ниже», -- говорит он. – «Не активисты «Гринписа», а водители служебных автомобилей – вот кто обеспечивает быстрый рост рынка «зеленых» автомашин в Швеции».
Пока еще только 40 000 – или один процент – из четырех миллионов автомобилей на шведских дорогах работают на альтернативных топливах. Однако за прошлый году объем продаж «зеленых» автомобилей вырос на 168%, а к концу текущего года ожидается, что их доля в общем объеме сбыта новых автомашин достигнет 20 процентов.
При такой заангажированности со стороны общественности и решительности правительства, в сочетании с изрядной дозой изобретательности, Швеция пожалуй сумеет доказать, что и после нефти есть жизнь.
Перевод: Евгений Ривелис
Copyright:
© Этот текст опубликован Шведским институтом на сайте www.sweden.se. Все материалы, размещенные на сайте, защищены шведским законом об авторском праве и не подлежат воспроизведению, перезаписи, показу, публикованию или трансляции без предварительного письменного разрешения от
[email protected]. Использование фотографий и иллюстраций в других контекстах ни в коем случае не допускается.