Самопожертвование как раз биологически и обосновано. У приматов и некоторых других высокоорганизованных млекопитающих самопожертвование развилось в ходе эволюции потому, что в эволюционном плане жизнь одной особи не так уж и важна. Куда важнее выживание генов, закрепляющих те или иные признаки, с тем, чтобы данные гены, переходя по наследству, многократно пережили отдельных особей. А выживание генов более вероятно, если особи ставят интересы своей стаи/прайда/семьи выше личного выживания. Представьте себя на месте первобытного человека времён раннего палеолита. Вот сидите Вы в пещере со своей семьёй ( то есть, стадом: семей в ту пору ещё не было) , а тут бах - стая волков. Если каждый из Вас - индивидуалист, то, понимая, что у человека шансов в схватке с волком один на один мало, Ваше стадо, скорее всего, разбежится кто куда. Вернее, разбежаться успеют немногие - большинство будет убито голодными хищниками. Кто именно будет убит? Верно - самые слабые. Женщины и дети. После такого побоища выжившие взрослые мужчины, даже если они и соберутся снова вместе, дать потомство уже не смогут, а то, что они уже дали, повторюсь, мертво. Таким образом, когда умрёте Вы, вместе с Вами уйдут в могилу и гены, делающие Вас эгоистами.
В то же самое время, мужчины другого стада, отличающегося большей жертвенностью, коллективной силой вступят в бой с волками, каким бы безнадёжным он ни был. Даже если они погибнут в том бою, то погибнут, скорее всего, не все: толпа взрослых вооружённых дубинами людей -- достойный противник даже для волчьей стаи. Шансы отбить атаку - пусть даже ценой жизней многих воинов - существенно повышаются. Но самое главное - в этом стаде выживут дети и женщины, способные принести ещё больше детей. Получается, что ценой своей жизни те древние герои отстояли свои гены, сохранённые в крови выживших детей. Вот и выходит, что гены, стимулирующие самоотверженность и альтруизм, имеют больший шанс на закрепление в естественном отборе, чем гены малодушных эгоистов, дети которых погибали даже в таких обстоятельствах, которые, имей взрослые члены стада больше храбрости, вполне могли бы быть преодолены.
Прошло несколько сотен тысяч лет, в течение которых наш вид развивался в рамках этой логики, и сегодня даже самый последний эгоист чувствует сострадание если не к каждому встречному, то к членам своего стада, эволюционировавшего с тех давних времён в семью, уж точно. Всё потому, что предки даже самого распоследнего сегодняшнего эгоиста по тем меркам были довольно альтруистичны, иначе они бы просто не выжили в конкуренции с другими видами и с более сплочёнными коллективами людей. А человек со средним уровнем альтруизма вполне способен пойти на самопожертвование ради своей жены или дочери. Это потом, если выживет, он будет рассуждать о том, какой он был идиот, о том, что новую жену всегда можно найти, а новую дочь - удочерить, но именно в мгновение Х, когда всё будут решать мгновения, и на построение логических схем не останется времени, с высокой степенью вероятности первую скрипку будут играть не теперешние Ваши рассуждения, а древние инстинкты и рефлексы, что сотни тысяч лет назад обеспечили выживание Вашим предкам и с тех пор особо силы не утратили.
Разумеется, есть и исключения, их всё больше в нашем цивилизованном мире. избавленном от давления естественного отбора. Но пройдут ещё тысячи лет прежде, чем исключения станут правилом.
К доп 1. Эволюция - это все-таки естественный процесс, а не план разумного субъекта.Три миллиард лет естественного отбора способны сотворить массу вещей, на первый взгляд кажущихся чудом, но все же, есть вещи, к которым естественный отбор не приведет и через триллион лет. Едва ли путем медленного накопления удачных генов можно взрастить в человеке Инстинктивное чувство ответственности за свой биологический вид - это слишком абстрактная категория, чтобы ее можно было закодировать в нуклеиновых кислотах. К счастью для нас, этого и не требуется. Достаточно прописать в ДНК механизм самопожертвования в интересах ближайшего окружения, и если все будут следовать этим простым инструкциям, выиграют не отдельные особи, а вид в целом. На этом и строится вся наша цивилизация.
Возможно, изменения в этой тенденции когда-нибудь и станут заметными в эволюционном смысле, но не ранее, чем через десятки и сони тысяч лет. И когда это случится, на нашей культуре можно ставить жирный крест, ведь наш мозг - физический носитель той самой культуры - развивался именно как инструмент общения и взаимодействия. Без этой функции содержимое Вашей или моей черепной коробки ничем особенно не отличалось бы от того, что носит в своей голове макака. Так что, цивилизация эгоистов, если таковая когда-нибудь появится, вскоре станет просто гигантским скопищем обезьян.