Афинская политическая система, самая передовая для Греции того периода, была демократией для меньшинства населения. Из неё были исключены не только рабы, не имевшие ни политических, ни элементарных человеческих прав, но и метеки. Последние не получали политических и гражданских прав, даже если жили в Афинах в течение нескольких поколений. Афинское государство было заинтересовано в увеличении числа метеков, и в некоторые периоды принимались специальные меры для их привлечения. Метеков приписывали к афинским демам, законы защищали их интересы в большей мере, чем обычных чужеземцев - ксенов
При рассмотрении проблем Афинской демократии важно обратить внимание на её ограниченность: # Лозунг "прямого народоправства" вряд ли был осуществим, в связи с частотой проведения народных собраний (1 раз в 10 дней). Это делало нереальным право каждого гражданина, особенно живущего в отдалённых уголках Аттики, на участие в политической жизни.# Право "свободы слова, законодательной инициативы" могло быть реализовано на практике только гражданами, обладавшими знаниями, обучавшимися риторике, наделёнными ораторскими способностями.# Демократия оставалась демократией для избранных. 20 тыс. афинян, (среди которых не было метеков, женщин, юношей, не достигших 20-летнего возраста), получавших при Перикле пособия или жалованье, открыто грабили союзные государства (членов Первого Афинского морского союза), расстрачивая их средства не на строительство и оснащение своих кораблей, а на потребности демократического строя украшение города, празднества.# Демократия нивелировала общество: народ ревниво следил, чтобы кто-нибудь из граждан не приобрёл большего влияния. Незаурядных, ярких, способных политических лидеров заставляли покидать территорию страны из-за страха за разрушение созданных порядков.Внутри политического режима, созданного в Афинах, отчётливо проявились зародыши его гибели: # Замкнутость и ограниченность Афинского полиса порождали ограниченность мировоззрения его граждан. Они не могли великодушно поделиться своими правами даже с теми греками, которые, борясь с персами, приближали победу демократического строя в Аттике. Наоборот, они демонстративно подчёркивали свои права и привилегии перед негражданами своей страны. Свобода для граждан, возведённая в культ в Афинах, оборачивалась требованиями покорности для союзников. Эксплуатируемые союзники превратились в подданных афинских граждан. Никакие проявления свободомыслия и недовольства союзников были не допустимы. На территориях восставших союзников появлялись афинские военные поселения (клерухии), непокорным союзникам увеличивали форос, у них насаждались демократические порядки.# Суд - опора демократии по Периклу - превратился в орган преследования инакомыслия и сведения счётов с обидчиками. В Афинах появилась даже профессия доносчиков (сикофантов). Штрафы и конфискации стали обычным явлением, и как следствие - расцвело взяточничество. Неподготовленность и неквалифицированность большинства судей обернулись против справедливости. Не в силах разобраться в изощрённых аргументах ораторов, гелиасты голосовали, поддавшись настроениям, поддерживая тех, кто смог произвести на них впечатление.# Паразитическая психология афинских граждан стала главной социальной проблемой в IV в. до н.э.