Антропоморфизм мироощущения древних греков не столько был новшеством культа,
сколько свидетельствовал о духовном рождении человека, свершившимся спустя,
может быть, несколько миллионов лет после его физического появления на
планете Земля. Отсюда величие эллинского искусства, прежде всего —
архитектуры и скульптуры как изображения или, точнее, преображения
одухотворенного человеческого тела. Другая особенность искусства Древней
Греции — его рационализм. Г. Ф. Гегель в своей «Философии истории» писал, что
«греческий дух в общем свободен от суеверия, так как он преобразовывает
чувственное в осмысленное» . Все, что сначала вызывает удивление, должно быть
затем проанализировано и рационально объяснено.
Реальная жизнь искусства протекает всегда в той или иной системе художественной культуры. Историческое развитие искусства отражает воздействие сложного сочетания внешних импульсов - от эволюции материального производства, экономии, строя общества и техники до эволюции общественного сознания - в его идеологических и самых тонких социально-психологических проявлениях. Вместе с тем художественное развитие человечества обладает и относительной самостоятельностью, противоречиво взаимодействующей с его социальной детерминированностью. Результатом этого взаимодействия является подчинение историко-художественного процесса смене и борьбе различных творческих методов, каждый из которых выражает особый поворот многогранной структуры И., выдвигающей на первый план то одну, то другую грань. Так, все реалистические методы стремились прежде всего к постижению реальности, тогда как классицизм, например, главную роль искусства видел в изображении идеального мира, который непосредственно представлял бы утверждаемую систему ценностей. Как бы, однако, ни сопрягались в творческом методе основные грани художественной структуры, он всегда характеризует прежде всего содержательную сторону творчества, преломление жизненной реальности через призму миросозерцания художника, а затем способ воплощения этого содержания в форме, т. е. особенности стиля. Процесс художественного развития человечества развёртывается, таким образом, в "двухмерном пространстве", одна из координат которого обозначается понятием метода, а другая - понятием стиля.