Что такое душа согласно Библии?
«И стал человек душею живою»
БЫТИЕ 2:7
КАК мы уже увидели, существует множество различных представлений о душе. Даже у тех, кто утверждает, что основывает свои взгляды на Библии, есть множество различных идей о том, что такое душа и что происходит с ней при смерти человека. Но что на самом деле говорит Библия о душе? Чтобы это понять, рассмотрим значения еврейского и греческого слов, переведенных в Библии словом «душа».
«Душа» как живое создание
Еврейское слово не́феш, которое переведено словом «душа», встречается в Еврейских Писаниях — еще их принято называть Ветхим Заветом — 754 раза. Что означает не́феш? Согласно «Словарю Библии и религии» («The Dictionary of Bible and Religion»), под этим словом «обычно подразумевается живое существо в целом, вся личность».
Например, в Бытии 2:7 говорится: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою». Заметьте, что Адам не имел душу — он был душой, точно так же, как ставший доктором, есть доктор. Итак, слово «душа» указывает на всю личность.
Подтверждение такому пониманию можно найти во всех Еврейских Писаних, в которых встречаются такие выражения, как «если какая душа согрешит» (Левит 4:2), «душа будет делать какое-нибудь дело» (Левит 23:30), «не оставляй в живых ни одной души» (Второзаконие 20:16), «душе его тяжело стало» (Судей 16:16), «доколе будете мучить душу мою?» (Иов 19:2) и «душа моя истаевает от скорби» (Псалом 118:28).
В этих текстах нет и намека на то, что душа призрачна и продолжает жить после смерти. «Выражение „душа любимого человека вознеслась к Господу“, или словосочетание „бессмертная душа“ просто бы не поняли в ветхозаветные времена»,— отмечается в «Словаре Библии и религии».
В Христианских Греческих Писаниях, обычно называемых Новым Заветом, более ста раз встречается греческое слово психе́, переведенное словом «душа». Как и не́феш, это слово часто относится ко всей личности. Например, рассмотрите следующие тексты: «Душа Моя теперь возмутилась» (Иоанна 12:27); «Был же страх на всякой душе» (Деяния 2:43); «Ни одна душа из вас не погибнет» (Деяния 27:22); «Немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1 Петра 3:20); «Всякая душа да будет покорна высшим властям» (Римлянам 13:1).
И психе, и нефеш определенно относятся ко всей личности. Ученый Найджел Тернер отметил, что под этим словом «подразумевается сам человек, его физическое тело, в которое Бог вдохнул руа́х [дух]. [...] Акцент делается на всей личности».
В Библии слово «душа» относится не только к людям, но и к животным. Например, создавая морских животных, Бог повелел, как мы читаем в Бытии 1:20: «Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую». Во время следующего творческого дня Бог сказал: «Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их» (Бытие 1:24; сравните Числа 31:28). Итак, «душа» может означать любое живое создание: как человека, так и животное.
«Душа» как жизнь
Иногда слово «душа» относится к жизни, которой наделены люди и животные. Это не меняет библейское определение слова «душа», которое означает человека или животное. Иногда о человеке говорят: самое дорогое, что у него есть — это жизнь. Подобным образом, живой человек есть душа. И поскольку речь идет о живом человеке, о его «душе» можно сказать, что она есть у человека.
Например, Бог сказал Моисею: «Умерли все, искавшие души твоей» (Исход 4:19). Понятно, что враги Моисея хотели его убить. В этом смысле слово «душа» употребляется и в приведенных здесь текстах: «Душа наша вместо вас да будет предана смерти» (Иисус Навин 2:14); «Сын... ищет души моей» (2 Царств 16:11); «Праведник печется о душе скота своего» (Притчи 12:10, ПАМ); «Сын Человеческий... пришел, чтобы... отдать душу Свою для искупления многих» (Матфея 20:28); «Они... не возлюбили души своей даже до смерти» (Откровение 12:11). В каждом из приведенных примеров слово «душа» означает «жизнь».
Итак, слово «душа», когда оно встречается в Библии, относится к человеку или животному, а также означает жизнь, которой наделены люди и животные. Библейское определение души вполне ясное, последовательное и не обремененное запутывающими философскими учениями и человеческим суеверием. Но что происходит с душой при смерти? Прежде чем ответить на этот вопрос, нам следует узнать, почему мы умираем.