В одном из австралийских мифов (записанном в штате Виктория) говорится, что в давние времена единственным обладателем Огня был зверёк бандикут, который тщательно скрывал его от всех, не расставаясь никогда с тлеющей головешкой. Другие животные держали совет: как бы отнять у него Огонь? Это взялся сделать голубь, неожиданно бросившийся на бандикута; но тот, чтобы помешать похищению, бросил головешку в реку. Сокол подхватил на лету головешку и отбросил на берег. От неё загорелась сухая трава, и люди узнали значение Огня. Другой рассказ (племя та-та-ти, штат Новый Южный Уэльс): водяная крыса жила на реке Муррей и в своей большой хижине хранила Огонь, на котором жарила ракушки. Она никому не давала Огонь. Но однажды, когда крыса собирала в реке ракушки, искра Огня взлетела в воздух, и ее подхватил маленький сокол Киридка; он поджёг ею сухое топливо и сжёг и хижину водяной крысы, и часть леса; вот почему там теперь голая равнина. Люди же с тех пор научились добывать Огонь трением. Третий рассказ (племя Гипсленда): в древности туземцы не знали Огня, они ели сырую пищу и мёрзли от холода. А Огонь был у двух женщин, которые не любили туземцев и ревниво охраняли своё имущество. Один человек, любивший туземцев, захотел помочь им. Он вошёл в доверие к женщинам, делал вид, что увлёкся ими, кочевал с ними вместе, а однажды, улучив минуту, похитил горящую головешку, спрятал её у себя за спиной и ушёл к туземцам, передав им похищенный Огонь. Туземцы и сейчас считают этого человека своим благодетелем, но теперь это не человек, а маленькая птичка с красной меткой на хвосте - след Огня.
В других мифах налицо мотив прецедента: кто-то научился добывать Огонь трением двух деревяшек, и с тех пор люди это делают. В таком мотиве не было бы ничего мифологического, если бы этот прецедент не приписывался зачастую опять-таки птицам либо тотемическим предкам в птичьем облике. В некоторых австралийских мифах происхождение Огня связывается с солнцем: люди отбили от него кусочек и так получили Огонь.
В мифах африканских народов в числе других мотивов часто повторяется мотив получения Огня от верховного существа - или тайком, или по его доброй воле. В мифах индейцев Северной Америки особенно част мотив похищения: оно приписывается койоту, лани, бобру, кролику, лисице, мускусной крысе, ворону, дрозду (животные, обычно выступающие в роли культурных героев). Сама техника похищения включает в себя во многих мифах характерную деталь: похититель отвлекает внимание владельца Огня при помощи пляски и пения. В других мифах похищение заменено поисками Огня где-то в отдалённой стране, или добыванием Огня с луны, от грома и пр., или получением Огня в виде выкупа за похищенного ребёнка.
Во всех мифах о происхождении Огня - от Австралии до Америки - главным действующим лицом является какое-нибудь животное (преимущественно птица), и это относится и к похитителю, и к первоначальному владельцу Огня. Одно и то же животное в одних мифах рисуется как владелец похищаемого Огня, в других - как похититель. В некоторых мифах вопросом, как добыть Огонь, озабочено не одно, а все животные. Часто действующие лица мифов напоминают типичные образы тотемических предков, выступают как олицетворённые (антропоморфизированные) существа. То, что в подавляющем большинстве мифов люди получают Огонь от животных или с помощью животных, не случайно. Перед нами - яркий пример характерной черты мифологического мышления: выведение теперешней ситуации из ситуации прямо ей противоположной, существовавшей "некогда". Если в реальной действительности обладание Огнем - один из самых существенных признаков, отличающих человека от животных, то в мифах предполагается, наоборот, что было время, когда Огнем владели животные, а люди его не имели.
В некоторых мифах, где фигурируют человеческие существа, первоначальное обладание Огнем приписано женщинам, мужчины же получили его позже. В этих вариантах мифов об Огне нашли отражение некоторые черты реальной действительности (у всех древних народов хранительница домашнего огня - обычно женщина). В некоторых мифах есть намёки на связь Огня с половой функцией женщины.
В примитивных мифах о происхождении Огня сам Огонь не олицетворяется: он изображается как простой, чисто вещественный, бытовой Огонь (пламя, искры, тлеющая головешка), а олицетворёнными выступают окружающие его персонажи (владелец, похититель, даритель Огня). В сложных мифологических системах классовых обществ мифологизируется и олицетворяется обычно сам Огонь, который становится объектом чисто религиозного отношения; окружающие же его персонажи - это просто люди, поклоняющиеся Огню. Так, в ведийской мифологии Агни ("огонь") - один из великих богов (хотя в "Ригведе" обращение к нему молящегося как к живому существу, богу, ничуть не мешает описанию священного Огня как простого материального пламени). В древнеиранской маздеистской (зороастрийской) религии Огонь выступает как сугубо священная стихия, как воплощение божественной справедливости, арты. Некоторые мифологи связывали с Огнем образ Локи в германо-скандинавской мифологии и образ древнеславянского бога Сварожича. Очень характерно олицетворение Огня у народов Севера - в виде женского образа "матери Огня", "хозяйки очага" и т.п. (у якутов и бурят - в мужском образе "хозяина Огня"). Это не вообще Огонь, а каждый раз "свой", домашний, семейный очаг, который нельзя смешивать с Огнем чужой семьи. Есть мнение, что именно такую "хозяйку Огня" представляли собой известные женские фигурки эпохи верхнего палеолита и более позднего времени, нередко находимые в древних жилищах вблизи очага. Римская мифология олицетворяла неугасимый культовый Огонь и Огонь домашнего очага как богиню Весту, греческая - как Гестию. Но в греческой мифологии было и другое олицетворение Огня - культурного и ремесленного: бог-кузнец Гефест (в италийской мифологии - Вулкан). В то же время в греческой мифологии вновь оживает глубоко архаичный мотив похищения Огня. Но здесь этот мотив радикально гуманизирован и окрашен моральной идеей, притом богоборческой: боги ревниво берегут Огонь для себя, не давая его людям, а друг и защитник людей - культурный герой Прометей похищает для них Огонь с Олимпа. Обучает людей добыванию Огня близкий образу Прометея герой древнего грузинского народного эпоса - Амирани.
Теоретическая литература о мифологии Огня бедна. Сторонники старой (19 в.) мифологической школы считали мифы об Огне отражением небесных явлений, полагая, что в них речь идёт не о земном, а именно о небесном Огне (молния и пр.). Правда, по мнению этих авторов (А. Кун и др.), само мифологическое мышление древних вырастало из их образа жизни. Теория мифологической школы в целом не подтверждается фактами: в подавляющем большинстве мифов, особенно ранних, нет смешения земного и небесного Огня - последний тоже рисуется вполне реально. Большое количество мифов разных народов об Огне собрал английский учёный Дж. Фрейзер, пришедший к выводу, что в этих мифах как бы воспроизведены три исторические ступени: когда люди совсем не знали Огня, когда они научились им пользоваться и когда научились его добывать. Олицетворение Огня и культ его несомненно вырастали из разных корней: Огонь как спутник и помощник человека в борьбе с хищными зверями; Огонь как очищающая и целительная сила; Огонь как грозная и опасная стихия; домашний очаг, символ и покровитель семьи.