центральный банк не может просто напечатать чемодан другой и отдать правительству
согласно принципам, правительство берет в долг у ЦБ, под рыночный процент, а затем возвращает постепенно
это правильно, потому что просто из печатного станка покрыть зарплаты учителей - уголовное дело
если проценты по долгу будут слишком большими, их станут капитализировать
но долги надо возвращать так или иначе, эти деньги появились у правительства не с потолка, они вынуты из карманов граждан
Размер долга США уже не имеет никакого значения.
Сначала правительству США давали в долг потому, что экономика США была действительно такова, что американцы были очень платежеспособными и надежными заемщиками. Сейчас дают в долг только под их имидж способности расплатиться.
Сейчас уже вряд ли американцы смогут просто так взять и расплатиться со своими долгами. Теоретические подсчеты говорят, что будто бы они еще могут за несколько президентских сроков расплатиться со своим госдолгом. Но реально никто расплачиваться с этим долгом не будет. Все там понимают, что надо уменьшить долг, что это представляет собой угрозу для США, но каждый президент только увеличивает его еще больше.
Связано это с тем, что для выплаты такого долга надо будет всей стране очень сильно затянуть пояса. А это просто приведет к социальному взрыву и революции. Не зря же говорят, что революции устраивают не голодные люди, а те сытые, которых просто три дня не покормили.
В настоящее время ситуация с госдолгом США очень сильно напоминает ситуацию с пирамидой ГКО в России в середине 90-х. Чтобы расплатиться по старым долгам и выплатить текущие проценты американцы берут новые долги. Чтобы потом платить проценты по этим новым долгам и отдавать их они потом возьмут новые деньги в долг. Но пирамида ГКО в России рухнула в 1998 году, так как никто не поверил, что правительство России сможет взять новые деньги в долг на выплату текущих долгов. Не было у нашего правительства такого имиджа, низкие были кредитные рейтинги России.
А у США другая ситуация. Китайцы, японцы и частные инвесторы продолжают кредитовать правительство США, так как считают, что правительство США всё еще способно и дальше брать кредиты, чтобы отдать им то, что они сейчас дают им в долг.
Обратите внимание, что при кредитовании США уже никто не смотрит на экономику США. Смотрят на способность США брать новые кредиты. Потому что понимают, что США будут отдавать кредиты не за счет своей экономики, а за счет новых привлеченных кредитов. Поэтому совершенно без разницы какой долг США, 200% от ВВП или 300% от ВВП. Многим странам не дадут в долг и 10% от их ВВП.
То есть играет роль не столько экономика, сколько раскрученность страны, её разрекламированность как страны способной вернуть любые кредиты.
Это конечно не снимает вопроса, а что будет дальше. Это просто говорит о том, что ставить такой вопрос надо не в связи с экономическим развитием страны и не в связи с соотношением долга и ВВП.
Начнем с того, что по закону о потолке гос.долга он не может достичь 200% от ВВП, если Конгресс не поднимет планку то по ее достижении случится автоматический дефолт, а дефолты уже были в истории США (в 1862, 1934, 1979 годах) , правда не федеральный, но разницы большой здесь нет просто по другому назывался. Во вторых когда долг на 70-80% внутренний, то есть должны главным образом своим же банкам и корпорациям, то это не так страшно как долг перед тем же МВФ, потому как при выпуске долговых обязательств никаких условий кроме выплаты процентов нет, все держится на доверии инвесторов. К примеру у Японии гос.долг 200% от ВВП, и это страна где люди работают почти без выходных (в отличие от Запада и СНГ).