Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи была разрушена в 1917 году в связи с принятием органами большевистской власти ряда революционных актов, прежде всего - Декрета о земле. Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения. Однако практическая необходимость в землеустройстве побудила Правительство РСФСР срочно инициировать принятие нормативных правовых актов в целях восстановления и развития землеустройства. Первым таким актом стало принятое ВЦИКом Положение от 14 февраля 1919 г. о социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию, которым предусматривалось проведение "сплошного землеустройства". Согласно Положению, вся земля в пределах РСФСР, в чьем бы пользовании она ни состояла, считалась единым государственным фондом, а под землеустройством понималась совокупность мероприятий технического характера, направленных к постепенному обобществлению землепользования.
В Земельном кодексе РСФСР 1922 г. основной задачей землеустройства закреплялось упорядочение существующих и образование новых землепользований. Землеустроительные действия выполнялись под общим наблюдением, руководством и контролем Народного комиссариата земледелия местными землеустроительными учреждениями через уполномоченных на то землемеров-землеустроителей.
Новым этапом развития советского землеустроительного законодательства стало принятие "Общих начал землепользования и землеустройства" (утв. Постановлением ЦИК СССР от 15 декабря 1928 г.), в которых устанавливалось, что землеустройство, организуя земельные ресурсы с соблюдением прав населения на свободный выбор форм землепользования, должно "способствовать общему подъему сельского хозяйства, кооперированию и его коллективизации". Порядок и нормы предоставления земли при землеустройстве устанавливались также законодательством союзных республик. Землеустроительные нормы содержались в актах (инструкциях) Наркомзема СССР.
Земельный кодекс РСФСР 1970 г. ввел понятие "государственное землеустройство", под которым понималась "система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей".
Задачами государственного землеустройства назывались организация научно обоснованного, рационального и эффективного использования земель, повышение культуры земледелия и охрана земель. По содержанию землеустройство подразделялось на межхозяйственное и внутрихозяйственное.
В начале 1990-х годов в землеустроительных работах обозначился застой, вызванный главным образом проблемами недофинансирования. Среди других проблем того периода специалисты называли непродуманное осуществление земельной реформы, изменения количества сельхозпредприятий, площади землевладений, землепользований и состава угодий в результате перераспределения земель, неэффективную организацию государственного контроля за использованием и охраной земель.
С принятием Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" были заложены основы современного регулирования землеустроительных отношений.
Вопросы землеустройства тесным образом связаны с функционированием рынка недвижимости и налогообложением объектов недвижимости. Этим отчасти объясняется то, что принятие Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" вызвало необходимость внесения существенных поправок в законодательную базу землеустройства.