Полезно знать, что: Велосипедисту движение по тротуару запрещено. Впрочем, про это правило «можно забыть» - я еще ни разу не слышал, что бы кого-то остановил инспектор за езду по тротуарам. А я езжу в основном по ним – по причинам безопасности. Но вот по закону выходит, что велосипедист обязан ехать только по дороге. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Велосипеды должны двигаться только в крайне правой полосе в один ряд возможно правее. Старинное правило, про движение велосипедистов в метре от обочины уже несколько лет отменено. При одинаковых скоростях, тормозной путь более легкого велосипеда даже больше чем у автомобиля, особенно на мокрой дороге. Велосипед, как паровоз! Мгновенно остановить невозможно!
Для велосипедиста, вполне очевидно, куда более важно не допускать ДТП чем водителю авто – тому светит ремонт, может быть и дознание, если сбитый серьезно пострадал, а вот велосипедисту почти не реально обойтись без травм при значимых скоростях. Поэтому, кроме логичного «всегда будь осторожен на дорогах» которое надо вбить в свои мозги любым способом, следует еще знать и про типовые ситуация, чтобы быть особо внимательным. Почти 20% всех ДТП с автомобилистами и велосипедистами происходят, когда автомобиль поворачивает направо, не пропуская двигающегося вдоль обочины велосипедиста. Причин возникновения таких ДТП две: либо водитель не замечает движущегося велосипедиста, либо подсознательно считает, что велосипедист, как пешеход, может остановиться мгновенно.
Способы предотвращения – будь особо внимательным. Подъезжая к перекрестку или ответвлению дороги справа – следи не только, чтобы кто-то вылетел от туда, но и проследи, чтобы сзади никто не собирался поворачивать, или убедись, что он тебя видит. Если нет такой уверенности – лучше притормозить.
9% ДТП происходят, когда водитель или пассажир в стоящей машине резко открывает дверь, и велосипедист не может ее объехать. Это очень серьезное ДТП. Известны случаи, закончившиеся летально для велосипедиста. Важно знать, что водитель автомобиля, согласно ПДД, обязан убедиться в том, что есть возможность открыть дверь безопасно. Проезжая мимо стоящих у обочины машин, особенно только что остановившихся, с работающим двигателем – будь осторожен, и если позволяет возможность – соблюдая достаточную дистанцию, чтобы дверью тебе не достало. Еще несколько видов аварий, демонстрирующих, что хоть ты трижды прав, но автомобиль железный, а твоя голова нет – не надо нестись «по главной», ожидая, что тебя пропустят как и должны. И дураков хватает, и просто стереотипы у людей – есть «короли дороги», любящие на своих джипа выпрыгивать в любой ситуации, иногда просто создавая аварийную ситуацию, считая, что их пропустят – про твой длинный тормозной путь они думают в последнюю очередь.
Короче:
8% ДТП с велосипедистами случается, когда происходит столкновение велосипедиста, едущего по главной дороге, с автомобилем, едущим по второстепенной. Эти аварии часто имеют серьезные последствия.
7% ДТП происходят, когда встречный автомобиль пытается повернуть налево, не пропуская двигающегося прямо велосипедиста.
6% ДТП происходят, когда автомобилист въезжает в велосипедиста сзади. В этих ДТП виновником может быть как автомобилист, так и велосипедист (например, если он внезапно вильнул, чтобы объехать открытый люк, или другое препятствие). 3% ДТП происходят при попытке обогнать велосипедиста справа. Отметим, что обгон справа запрещен.
Общие советы вполне заурядны:
1. Первая заповедь – всегда, в любой ситуации выезжая на проезжую часть будь осторожен, смотри по сторонам и даже назад ;) Никогда не забывайся, не «задумывайся» на трассе. Чувствуешь, что проблемы давят, и ты не можешь с них «соскочить» - сверни на тротуар, и неторопливо едь там, погруженный в мысли.
2. Всегда действуй не из правил преимущества проезда, а из того, что ты можешь быть прав, а он не прав, но он – железный. Да, не пропустив тебя «этот водитель» виноват. И это признают все, в том числе и ГИБДД. Но если ты будешь лежать переломанный, утешит тебя это мало. Так что золотое правило «уступи дорогу дураку (лихачу)» написано именно для тебя.
3. Будь максимально предсказуемым. Никаких резких виляний, никаких неожиданных движений. На трассе надо все делать плаааааавно, чтобы другие участники движения успели понять твои намерения. Лучше отбить попу на кочке, чем делать резкое движение рулет, кидая вел в сторону – возможно ты, кидаешь вел прямо под колеса идущей на обгон машине. Во всех ситуациях, когда трафик достаточно плотный – в таком все пытаются быстро проезжать даже в самые маленькие «щели» между машинами будь не только осторожен но и вдвойне предсказуем – показывай взмахами руки куда собираешься ехать или поворачивать – у тебя то поворотников нет.
4. Одевайся в одежду попугайских, ярких расцветок – будь максимально ярким и заметным. Серая куртка сольет тебя с серым пейзажем. Яркие оранжево-белые, красные, голубые, зеленые цвета максимальной сочности, насыщенности выделят тебя в отдельную транспортную единицу, и здорово уменьшать шансы улететь под колеса, просто потому, что кто-то не воспринимает тебя как транспорт.
5. Всегда планируй максимально безопасный и прогнозируемым со стороны маршрут. Если впереди полосу занимает стоящая машина – перестраивайся заранее. Тихий мат плетущегося сзади куда лучше попадания под его же колеса, когда ты сделаешь резкий рывок в сторону, объезжая препятствие.
6. Уходи с дороги, если рядом есть прекрасный, безлюдный и ровный тротуар. Бережённого бог бережёт. Удачи!