Что предпринял Бог для спасения человечества
КАК-ТО весной около 2 000 лет назад после полудня римский центурион смотрел на трех медленно умиравших в мучениях мужчин. Его внимание было приковано к одному из них — к Иисусу Христу. Иисус был пригвожден к деревянному столбу. Его смерть была близка, и полуденное небо неумолимо мрачнело. Когда он умер, земля мощно сотряслась, и сотник воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Марка 15:39).
Сын Божий! Сотник был прав. Он только что стал свидетелем самого важного события на земле. Однажды Бог сам назвал Иисуса своим возлюбленным Сыном (Матфея 3:17; 17:5). Почему же Иегова допустил, чтобы умер его Сын? Потому что так Бог собирался избавить человечество от греха и смерти.
ИЗБРАН ДЛЯ СПАСЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Как мы узнали из этой книги, Иисус жил еще до своего рождения на земле. Он назван «единородным Сыном» Бога, потому что его создал сам Иегова. Затем Бог использовал Иисуса, чтобы создать все остальное (Иоанна 3:16; Колоссянам 1:16). Иисус с особой любовью относился к человечеству (Притчи 8:30, 31). Неудивительно, что Иегова избрал своего единородного Сына для спасения человечества, когда оно было осуждено на смерть!
Когда в Едемском саду Бог вынес Адаму, Еве и Сатане приговор, он назвал будущего Избавителя «семенем». Этому Семени, или потомку, надлежало со временем устранить вред, причиненный Сатаной Дьяволом, «древним змием». Более того, обещанное Семя должно уничтожить Сатану и тех, кто за ним следует (Бытие 3:15; 1 Иоанна 3:8; Откровение 12:9).
В течение многих столетий Бог постепенно открывал все больше сведений об этом Семени, названном также Мессией. Как показано в таблице на странице 37, многие пророчества сообщали подробности о самых различных сторонах его жизни на земле. Например, чтобы исполнить свою роль в намерении Бога, он должен был претерпеть ужасное обращение с собой (Исаия 53:3—5).
ПОЧЕМУ МЕССИЯ ДОЛЖЕН БЫЛ УМЕРЕТЬ
В пророчестве, записанном в Даниила 9:24—26, было предсказано, что Мессия — Помазанник Божий — исполнит великую роль. Он придет на землю, «чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная». Мессия должен был снять смертный приговор с верных людей. Но как он мог это сделать? В пророчестве объясняется, что он «предан будет смерти».
Древним израильтянам была знакома идея искупления за грехи. В своем поклонении, согласно Закону, который Бог дал через Моисея, они регулярно совершали жертвоприношения животных. Это напоминало израильтянам, что люди нуждаются в искуплении, или покрытии, грехов. Апостол Павел так обобщил этот принцип: «Без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Христиане не находятся под Моисеевым законом и не обязаны выполнять его требования, они не должны, например, совершать жертвоприношения (Римлянам 10:4; Колоссянам 2:16, 17). Они также знают, что жертвы животных не могут раз и навсегда очистить от грехов. В действительности жертвоприношения были прообразом безмерно более ценной жертвы — Мессии, или Христа (Евреям 10:4, 10; сравни Галатам 3:24). Ты, однако, можешь спросить: на самом ли деле Мессии было необходимо умереть?
Да, чтобы спасти человечество, Мессия должен был умереть. И мы сможем это понять, если вспомним события, которые произошли в Едемском саду, и если попытаемся осознать, что потеряли Адам и Ева, восстав против Бога. Перед ними лежала перспектива вечной жизни! Так как они были детьми Бога, то могли непосредственно общаться с ним. Но когда Адам и Ева отвергли правление Иеговы, они лишились всего этого и навлекли грех и смерть на все человечество (Римлянам 5:12).
Это было так, как если бы наши прародители растранжирили баснословное состояние и влезли в долги. Адам и Ева передали свой долг потомкам. Так как никто из нас не родился совершенным и безгрешным, все мы согрешаем и умираем. Когда мы болеем или говорим что-то, о чем потом сожалеем, мы несем на себе бремя переданного по наследству долга — человеческого несовершенства (Римлянам 7:21—25). Единственный выход — возвратить то, что потерял Адам. Однако мы не в силах достичь совершенной человеческой жизни. Поскольку все несовершенные люди согрешают, все мы заслуживаем смерти (Римлянам 6:23).
Можно ли, однако, предложить что-либо взамен жизни, которую потерял Адам? Божья справедливость требует равноценной платы — «душу за душу» (Исход 21:23). Итак, за потерянную жизнь нужно было заплатить жизнью. Но не любая человеческая жизнь соответствует этому требованию. В Псалме 48:8, 9 о несовершенных людях говорится: «Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него. Дорога цена искупления души их, и не будет того вовек». Значит ли это, что положение безнадежно? Конечно же, нет.
На еврейском языке слово «выкуп» означает сумму, уплачиваемую, чтобы освободить заложника, и также оно указывает на равноценность. Только совершенный мужчина мог бы предоставить равноценную плату за то, что потерял Адам. После Адама на земле родился только один совершенный мужчина — Иисус Христос. Поэтому Библия называет Иисуса «последним Адамом» и заверяет нас, что Христос ‘предал Себя для искупления всех’ (1 Коринфянам 15:45; 1 Тимофею 2:5, 6). И если Адам передал своим потомкам смерть, то Иисус передает им вечную жизнь. В 1 Коринфянам 15:22 объясняется: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут». Поэтому Иисус уместно назван «Вечным Отцом» (Исаия 9:6, 7, СоП).
КАК БЫЛ УПЛАЧЕН ВЫКУП
Осенью 29 года н. э. Иисус пришел креститься к своему родственнику Иоанну, чтобы предоставить себя для исполнения воли Бога. Тогда Иегова помазал Иисуса святым духом. Иисус стал Мессией, или Христом, то есть Божьим помазанником (Матфея 3:16, 17). Затем Иисус начал свое служение, которое длилось три с половиной года. Он путешествовал по родным краям, проповедуя о Царстве Бога и собирая верных последователей. Однако, как было предсказано, довольно скоро он столкнулся с мощным противодействием (Псалом 117:22; Деяния 4:8—11).
Иисус смело обличал лицемерие религиозных руководителей, и за это они пытались его убить. Они составили коварный план, в котором было все: предательство, незаконный арест, суд и ложные обвинения в подстрекательстве к мятежу. Иисуса били, в него плевали, его осмеивали и хлестали бичом, который в клочья раздирал его тело. Затем римский правитель Понтий Пилат приговорил его к смерти на столбе мучений. Его пригвоздили к столбу и подняли на всеобщее обозрение. Каждый вздох был мучителен — прошло несколько часов, прежде чем он умер. Несмотря на все эти тяжкие испытания, он остался непорочным перед Богом.
Итак, 14 нисана 33 года Иисус отдал свою жизнь «для искупления многих» (Марка 10:45; 1 Тимофею 2:5, 6). Иегова видел с небес страдания и смерть своего возлюбленного Сына. Почему же Бог допустил, чтобы это случилось? Потому что он любил людей. Иисус сказал: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Иоанна 3:16). Смерть Иисуса учит нас также, что Иегова — Бог совершенной справедливости (Второзаконие 32:4). Некоторые удивляются: почему Бог не сделал исключения из своего принципа справедливости, который требует душу за душу, то есть компенсации за грех Адама. Причина этого в том, что Иегова всегда действует в согласии со своими законами и поддерживает их, даже если это обходится ему очень дорого.
Справедливость Иеговы также требовала, чтобы все закончилось благополучно для Иисуса. Разве это справедливо, чтобы верный Иисус вечно спал смертным сном? Конечно, нет! В Еврейских Писаниях было предсказано, что Бог не позволит, чтобы его верный служитель остался в могиле (Псалом 15:10; Деяния 13:35). Иисус спал смертным сном три неполных дня, и затем Иегова Бог воскресил его как могущественную духовную личность (1 Петра 3:18).
Умерев, Иисус навсегда отказался от человеческой жизни. Он был воскрешен на небе и стал духом, дарующим жизнь. Более того, когда Иисус вознесся в святое святых Вселенной к своему любимому Отцу, он преподнес Ему цену своей совершенной человеческой жизни (Евреям 9:23—28). Цена его столь дорогой жизни могла быть теперь применена на благо послушного человечества. Что это означает для тебя?
ВЫКУП ХРИСТА И ТЫ
Давай рассмотрим, в каких трех отношениях искупительная жертва Христа уже сейчас служит тебе во благо. Во-первых, она приносит прощение грехов. Если мы верим в пролитую кровь Иисуса, «мы имеем искупление», да, «прощение грехов» (Ефесянам 1:7). Поэтому, даже совершив серьезный грех, мы можем просить Бога о прощении во имя Иисуса. И если мы по-настоящему раскаиваемся, Иегова применит к нам цену искупительной жертвы своего Сына. Вместо того чтобы приговорить нас к смерти за совершенный грех, Бог простит нас и благословит чистой совестью (Деяния 3:19; 1 Петра 3:21).
Во-вторых, искупительная жертва Христа дает нам основание для надежды на будущее. В своем видении апостол Иоанн видел, что «великое множество людей, которого никто не мог перечесть», переживет грядущий конец этой системы вещей. Почему они останутся в живых, в то время как Бог уничтожит многих людей? Ангел сказал Иоанну, что великое множество людей «омыли одежды свои и убелили одежды свои кровию Агнца», Иисуса Христа (Откровение 7:9, 14). Пока мы проявляем веру в пролитую кровь Иисуса Христа и живем в согласии с Божьими требованиями, мы будем чисты в глазах Бога и у нас будет надежда на вечную жизнь.
В-третьих, искупительная жертва — величайшее доказательство любви Иеговы. Смерть Иисуса соединила в себе два выдающихся проявления любви в истории Вселенной: 1) любви Бога, пославшего своего Сына умереть за нас; 2) любви Иисуса, с готовностью отдавшего свою жизнь в качестве выкупа (Иоанна 15:13; Римлянам 5:8). Если мы искренне верим, эта любовь затрагивает каждого из нас. Апостол Павел сказал: ‘Сын Божий возлюбил меня и предал Себя за меня’ (Галатам 2:20; 1 Иоанна 4:9, 10; Евреям 2:9).
Давайте поэтому выражать нашу благодарность за любовь Бога и Христа, проявляя веру в искупительную жертву Иисуса. Это ведет к вечной жизни (Иоанна 3:36). Однако наше спасение, это не самая главная цель жизни и смерти Иисуса на земле. Нет, прежде всего Иисуса волновал спорный вопрос, касавшийся всей Вселенной.