Совесть: бремя или благо?
«МЕНЯ терзает совесть». Угрызения совести знакомы практически каждому. Они ощущаются по-разному: от внутреннего дискомфорта до настоящих мук. Уязвленная совесть может вызвать даже депрессию или упадочное настроение.
Можно ли в этом смысле назвать совесть бременем? Кто-то думает, что так оно и есть. Мыслители прошлого часто говорили о совести как о внутреннем, врожденном свойстве. Многие считали, что совесть дана человеку непосредственно Богом в качестве нравственного путеводителя. Поэтому совесть называли как бы «присутствием Бога в человеке», «неизменной сутью человека» и даже «гласом Божьим».
В последние годы, однако, стало модно говорить, что совесть в основном приобретается в процессе родительского и социального воспитания. По мнению ряда психологов, ребенок учится избегать нежелательного поведения главным образом из страха перед наказанием, и поэтому они считают, что совесть есть не что иное, как усвоение личных ценностей и убеждений родителей. Другие указывают на роль общества в целом в формировании ценностей и норм поведения. Для иных угрызения совести — не более чем конфликт между личными предпочтениями и гнетущими требованиями общества.
Теории теориями, но всегда находились люди, совесть которых не позволяла им пойти на компромисс с родителями, семьями и обществом в целом. Следуя голосу совести, некоторые готовы были даже расстаться с жизнью. Однако при всем разнообразии мировых культур такие деяния, как убийство, воровство, супружеская измена, ложь и кровосмешение, практически повсеместно считаются неправильными. Разве это не доказательство того, что совесть — это внутреннее, врожденное свойство?
Совесть и точка зрения Библии
Высшим авторитетом в вопросах совести является Иегова Бог, так как «Он сотворил нас, и мы — Его» (Псалом 99:3). Он всесторонне понимает человеческую натуру. Слово Бога — Библия — объясняет, что человек создан по «образу» Бога (Бытие 1:26). В человеке от сотворения заложено чувство того, что правильно и что неправильно; совесть изначально была неотъемлемой частью человеческой натуры. (Сравните Бытие 2:16, 17.)
Апостол Павел подтверждает эту мысль в письме к римлянам: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Римлянам 2:14, 15). Обратите внимание: несмотря на то, что многие люди росли не зная закона Бога, данного евреям, они придерживались определенных принципов этого закона, но не потому, что кто-то заставлял их это делать, а «по природе».
Итак, совесть — совсем не бремя, а дар свыше, благо. Совесть, бесспорно, может мучить нас. Но если внимать ее голосу, можно обрести чувство глубокого удовлетворения и душевный покой. Совесть может вести, охранять и побуждать нас. В одном труде отмечается: «Человек может сохранить свое умственное и эмоциональное здоровье только в том случае, если старается устранить пропасть между тем, как он поступает, и тем, как ему, по его мнению, следовало бы поступать» («The Interpreter’s Bible»). Как же устранить эту пропасть? Возможно ли обучать и воспитывать свою совесть?