(если таковые имеются), и постарайтесь аргументировать свое мнение. Заранее прошу прощения за длинное цитирование, оно важно для понимания сути вопроса.
"Соборное уложение" с 1649 года, вплоть до правления Александра Первого являлось действующим законодательством Московского государства (а затем России)
"...Глава I
а в ней 9 статей
О богохулниках и о церковных мятежниках
1. Будет кто иноверцы, какия ни буди веры, или и русской
человек, возложит хулу на Господа Бога и Спаса нашего Иисуса
Христа, или на рождьшую Его Пречистую Владычицу нашу Богородицу и
Приснодеву Марию, или на честный крест, или на Святых Его
угодников, и про то сыскивати всякими сыски накрепко. Да будет
сыщется про то допряма, и того богохулника обличив, казнити,
зжечь.
2. А будет какой бесчинник пришед в церковь Божию во время
святыя Литургии, и каким ни буди обычаем, Божественныя Литургии
совершити не даст, и его изымав и сыскав про него допряма, что он
так учинит, казнити смертию безо всякия пощады.
3. А будет кто во время святыя Литургии и в и(ы)ное
церковное пение, вшед в церковь Божию, учнет говорити
непристойные речи патриарху, или митрополиту, или архиепископу и
епископу, или архимариту, или игумену и священническому чину, и
тем в церкви Божественному пению учинит мятеж, а государю про то
ведомо учинится и сыщется про то допряма, и тому бесчиннику за ту
его вину учинити торговая казнь.
4. А будет кто, пришед в церковь Божию, учнет бити кого ни
буди, и убьет кого досмерти и того убойца по сыску самого казнити
смертью же.
5. А будет ранит, а не досмерти убьет, и ему учинити
торговая казнь без пощады, и вкинути в тюрму на месяц, да на нем2
же взяти раненому за увечье бесчестье вдвое.
6. А будет такой бесчинник кого ни буди в церкви Божии
ударит, а не ранит, и его за такое бесчиние бити батоги, да на
нем же взяти тому, кого он ударит, бесчестие.
7. А будет кого обесчестит словом, а не ударит, и его за 71
бесчинъство посадити в тюрму на месяц. А кого он обесчестит, и
тому доправить на нем бесчестье, чтобы на то смотря в церкви
Божии никакова бесчинъства не было.
8. А в церкви во время церковнаго пения, государю царю и
великому князю Алексею Михайловичи всея Русии и великому
господину святейшему Иосифу патриарху Московскому и всея Русии, и
митрополитом и архиепископом и епископом, никому ни о каких своих
делех не бити челом, чтобы от того в церкви Божии церковному
пению смятения не было, понеже церковь Божия устроена приходити
на молитву. И православным християном подобает в церкви Божии
стояти и молитися со страхом, а не земная мыслити.
9. А будет кто, забыв страх Божии, и презрев царьское
повеление, учнет ему государю, или патриарху, или иным властем, в
церкви Божии во время церковнаго пения, о каких своих делех бити
челом, и того челобитчика за то вкинуть в тюрму, на сколько
государь укажет..."
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649/1.htm
Примечание:
На любителя)
Примечание:
Только одно из двух значений слова "секуляризация" - изменение отношения общества к религии - может привести к последующему отделению религии от государства.
По приведенным статьям из "Уложения" видно, что никакой секуляризации в общественным сознании того времени не происходило.
Перераспределение собственности от церкви к государству или другим владельцам, (второе значение слова секуляризация") - ну никак не может быть признаком секуляризации общества. Выводить корни изменений в общественном сознании из земельных отношений в период правления Ивана Третьего я бы не рискнул. Это была бы подтасовка.
Как и декларировать несовместимость религии с демократией - сам термин демократия родился в обществе, где религия была нормой жизни, и попробуйте сказать античным грекам, что привычные для них вещи несовместимы: "Зевес такого богохульника табуреткой бы огрел, даже на молнию не стал расходоваться :) (с)
Вопрос покуда остается открытым, - поскольку вместо внятного ответа я получил копипаст из все тех же нестыковок.