Неисполнившиеся предсказания о 1918 и 1925 годах
О том, как произошли перемены в Обществе Сторожевой Башни по причине несбывшихся предсказаний, Рэймонд Франц пишет в книге "Кризис совести". Автор этой интересной книги, сам был свидетелем Иеговы с момента крещения в 1939 году и до конца 1981 года. Он был отлучён за то, что пообедал вместе с хозяином предприятия, у которого он жил и работал. Хозяин этот незадолго перед тем добровольно вышел из организации свидетелей Иеговы.
Родители Франца также принадлежали этому культу, а родной дядя Фредерик Франц в течение многих лет был его главным теоретиком и президентом с 1977 по 1992 год, когда он умер. В своём биографическом труде "Кризис совести" Рэймонд Франц поместил много фотокопий из книг культа и различных изданий журнала "Сторожевая башня". Все они показывают, как неуклюже пробовали выпутаться лидеры Сторожевой Башни из неловкого положения. Из того, как они это делали, видно, что они не были честны ни в отношении своих последователей, ни в отношении Бога. Мы приведем некоторое количество выдержек из главы "Оправдание и устрашение" книги Р. Франца, чтобы помочь читателю увидеть это.
Франц пишет, что после смерти Расселла у нового президента Джозефа Рутерфорда был выбор, как поступить относительно ошибок Расселла: признать их заблуждением или попробовать найти оправдание для его несбывшихся предсказаний. Рутерфорд избрал второе. Он ухватился за последний вымысел Расселла в связи с конечными событиями в мире.
Как можно скорее Рутерфорд дописал книгу Расселла "Законченная тайна" и издал её в марте 1917 года. Это был последний том "Изучения Писаний". В этой книге, как мы говорили выше, Расселл сделал изменение в своем толковании Армагеддона. Теперь события 1914 года откладывались на 1918-й год. В своем "толковании" он произвольно положился на события времен Иудейской войны в 1-ом веке, описанной Иосифом Флавием. Хотя римляне взяли и разрушили Иерусалим в 70 г. Р.Х., окончательно они победили восставших иудеев в 73 г. Р.Х., взяв крепость Масаду. Поэтому Расселл решил, что то же самое произойдет и в 1914-1918 годах. Для него 1914 год стал началом последних событий. Через три с половиной года, в 1918 году в разгар Армагеддонских событий истребится христианство, и злая система этого мира придёт к концу в 1921 году.
Книга "Законченная тайна", которую предложил читателям новый президент Сторожевой Башни Джозеф Рутерфорд, на 62-ой странице содержала следующее:
Дата, представленная в комментарии на Откр. 2:1, доказывает, что завоевание Иудеи не было окончено до дня Пасхи в 73 г. н.э. и в свете вышеуказанных мест Писания доказывает, что весна 1918 г. принесёт христианству судорогу отчаяния более великую, нежели даже ту, которую оно пережило осенью 1914 г. Проверьте вновь таблицу "Параллельные периоды времени" в "ИЗУЧЕНИЯХ ПИСАНИЙ", томе 2, на страницах 246 и 247, измените годы 37-й на 40-й. 70-й на 73-й и 1914-й на 1918-й. Мы верим, что это верно и будет исполнено "с великой силой и славой".
Однако доказательство Расселла, к которому присоединился Рутерфорд, было пустым. Никакой судороги 1918 год христианству не принёс.
Наоборот, в том году закончилась Первая мировая война и установился международный мир, по крайней мере на двадцать лет. Но Сторожевая Башня верила и в следующее предсказание умершего Расселла в связи с 1918-м годом.
Пробуждение почивших святых в 1878 г. н.э. было как раз посредине (три с половиной года по обе стороны) между началом Времени Восстановления в 1874 г. и завершением Высшего Призвания в 1881-м. Нашим предположением есть то, что прославление Малого Стада (т.е. всех последователей Расселла, которых в те годы насчитывалось меньше 144 тысяч человек, Н.П.) весной 1918 года будет посредине (три с половиной года по обе сто-роны) между окончанием времени язычников (в 1914 году, Н.П.) и закрытием Небесного Пути в 1921 г. н.э.
Кроме того, в книге "Законченная тайна" Рутерфорд предсказал, что ужасное разорение постигнет христианские церкви в 1918 году, а их члены будут окончательно истреблены.
До 1878 года номинальная церковь была в некотором смысле Божьим убежищем или храмом, но с того времени до кульминационной точки в 1918 году Он удалит мановением руки язву ложных доктрин и дел, существующих с Божественного допущения. Церковь была силой христианства, вокруг которой концентрировалась жизнь, и возле которой были созданы её институты. Она была вожделением очей её людей и любима всеми христианами. Невзирая на это, Бог совершит посрамление того, что священство сделало с христианской Церковью, и приведёт к тому, что церковная организация станет для Него подобно мёртвой, нечистой вещи, к которой не следует прикасаться, и которую не следует оплакивать. А "дети церкви" погибнут от меча войны, революции, анархии. Мечем Духа будет показано, что они потеряли надежду жизни на духовном уровне, то есть "дверь заперта". Также после того как Бог полностью истребит церкви и миллионы членов церкви в 1918 году, если кто из них избежит (наказания, Н.П.), он обратится к трудам пастора Расселла, чтобы узнать значение падения "христианства".
Не только христианство будет истреблено, писал Рутерфорд, но даже правительства стран потерпят катастрофу и вообще исчезнут.
В 1918 году, когда христианство, как система, совершенно исчезнет (в шеоле), для того чтобы дать возможность последовать за ним революционным республикам, Бог даст время для оплакивания. Он на время сдержит и отложит краткий период грозных волн анархии. Он заставит народы оплакивать христианство, и все созданные людьми системы мира, чтобы они стали слабыми от его падения.
Бог сделает так, что народы потрясут гигантские революции, когда Он повергнет в исчезновение мирское христианство, как организованную систему. Но они тоже пойдут в исчезновение (в шеол) вместе с христианством, со всеми, кто был её силой и жил под её защитой среди народа.
Даже республики исчезнут осенью 1920 года. Всякое земное царство пройдёт, будучи поглощено анархией.
Три дня, когда фараон преследовал израильтян в пустыне, символизируют три года с 1917-го по 1920-й. Когда все вестники фараона будут поглощены в море анархии, колёса спадут с их колесниц организаций.
В предсказаниях Рутерфорда о революциях нет ничего особенного.
Революции до него уже были, и революционные партии существовали в его время. То, что он предсказывал, должно было произойти до 1920 года, но не произошло и является свидетельством его несостоятельных доводов. Однако, этого не было достаточно. В 1920 году этот президент Сторожевой Башни издал трактат под названием "Миллионы живущих теперь никогда не умрут". В ней он сообщил членам своего Общества, что в 1925 году произойдёт воскресение известных Ветхозаветных мужей веры. Он писал:
Тот период времени, который начался с 1575 года до Р.Х., по необходимости закончится осенью 1925 года. Исполнение чего мы должны ожидать тогда? …Восстановление всего. Самым главным, что должно быть восстановлено, - это восстановление человеческого рода к жизни; и так как другие места Писания определённо подтверждают факт, что будет воскресение Авраама, Исаака, Иакова и других верных древнего времени, мы можем с уверенностью ожидать, что 1925 год засвидетельствует возврат этих мужей веры Израиля из состояния смерти, как воскрешённых и полностью восстановленных в совершенное человечество и сделанных видимыми, законными представителями нового порядка вещей на земле.
В таком случае, на основе представленного здесь аргумента о том, что старый порядок вещей, старый мир, кончается и поэтому проходит, и что новый мир грядёт, и что 1925 год отметит воскресение достойных (мужей веры, Н.П.) древности и начало восстановления, будет разумно сделать заключение, что миллионы людей будут ещё живы на земле в 1925 году. В таком случае, на основе обетований, данных в божественном Слове, мы должны придти к позитивному и бесспорному заключению, что миллионы, живущих теперь людей, никогда не умрут.
По воле Рутерфорда члены Общества Сторожевой Башни в те годы печатали в газетах и помещали и на рекламных щитах в Америке объявления, что "миллионы живущих теперь людей никогда не умрут". Они с радостью ожидали воскресения Ветхозаветных мужей веры в 1925 году и наступления Царства Божия.
Однако для Рутерфорда этого было недостаточно. В 1921 году он издал книгу "Арфа Божья". Это была первая книга, которую он полностью написал сам. В ней, он подтвердил свою приверженность хронологии Чарльза Расселла прошлых и грядущих событий.
Здесь две важные даты, которые мы не должны смешивать, но разделять ясно, а именно, начало "конца времени" и "присутствие Господне". "Конец времени охватывает период от 1799 г. н.э., как указано выше, до времени полной победы над империей сатаны и установления царства Мессии.
Время Второго присутствия Господа обозначено датой 1874 г., как указано выше.
В дальнейших изданиях журнала "Сторожевая башня" Рутерфорд защищал идеи Расселла. Он даже считал, что в Новом Завете есть предсказания Христа относительно Расселла. Поэтому отвержение учения Расселла было него отвержением учения Христа. Мы видим это в выдержках журнала "Сторожевой башни" 1-го марта 1922, 1 мая 1922 и 15 мая 1922.
Всякий, кто сегодня имеет знание божественного плана веков, должен правдиво ответить, что он воспринял это знание путём изучения Библии в связи с тем, что написал брат Расселл, что до того он даже не знал, что Бог имеет план спасения. Иисус ясно указал, что во время Его второго присутствия у Него будет в церкви верный и благоразумный раб, через которого он будет давать домочадцам веры пищу в нужное время (см. Матф. 24:45) Очевидность второго присутствия Господня (теперь, Н.П.) сверхдостаточна, время жатвы и служение "того раба" были исполнены (в лице, Н.П.) брата Расселла. Отвергать его и его труд равносильно отвержению Господа. Вот по такой линии подсчёта были обнаружены даты 1874 г., 1914 г. и 1918 г., и Господь поставил печать своего утверждения на 1914 и 1918 г.г., которую невозможно стереть.
Используя ту же меру для исчисления, начиная от входа сынов Израиля в Ханаан, и отсчитывая полных 70 циклов по 50 лет, это ясно видно из того, что Иегова послал Иудеев в Вавилон на 70 полных лет, легко обнаружить 1925 год, возможно, осень (того года, Н.П.), как начало антисимволического юбилея. Больше не может быть сомнения в отношении 1925 года, как не было в отношении 1914 года.
А в выпуске "Сторожевой башни" 15 июня 1922 года, Рутерфорд превзошёл все свои прежние слова. Он написал:
Хронология настоящей истины могла бы быть случайной, если бы не повторение двух великих циклов 1845-ти и 2520-ти лет, которые выводят её из области случайности в область уверенности. Если бы были одна или две согласованных даты в этих циклах, они могли бы быть случайными свидетелями, однако, когда согласования дат и событий происходят дюжинами, (тогда) нет возможности, чтобы это было случайностью, но (они) должны быть основаны на замысле или плане единого личного Существа, способного создать такой план - самого Иеговы, поэтому и сама хронология должна быть правильной.
В проходах большой пирамиды в Гизе согласованность одного или двух размеров с истиной современной хронологии могла бы быть случайной, однако согласованность дюжин размеров доказывает, что единый Бог есть автор конструкции и пирамиды, и плана (грядущих событий, Н.П.), что в то же самое время доказывает правильность хронологии.
Согласованность хронологии с некоторыми размерами скинии и храма Иезекииля ещё раз запечатлевает истинность хронологии.
Поэтому на такой основе и таких согласованностях мы утверждаем на базе вернейших законов, которые известны науке, что согласно Писанию, науке и истории, истина современной хронологии, несомненно, верна. Её достоверность была многократно доказана датами и событиями 1874, 1914 и 1918-го годов. Истина современной хронологии - прочная основа, посредством которой Божье дитя может стараться изучать грядущие события.
Рутерфод и его Общество продолжали в таком же духе в последующие годы. В 1924 году они издали трактат для молодёжи под названием "Путь в рай". В нём Расселл и его единомышленники убеждали юные умы.
Еврейский законный год начинается осенью, приблизительно первого октября. Поэтому 1926 год начнётся приблизительно первого октября 1925 года. Будет очень разумно ожидать некоторое начало Божьего благоволения возвращающимся евреям. Христос скоро начнёт действовать через достойных Ветхозаветных мужей с отдельных личностей в мире, в первую очередь, с евреев. Поэтому и должны ожидать вскоре после 1925 года пробуждение Авеля, Еноха, Ноя, Авраама, Исаака, Иакова, Мелхиседека, Иова, Моисея, Самуила, Давида, Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Иоанна Крестителя и других упомянутых в одиннадцатой главе Послания к Евреям.
Несомненно, многие мальчики и девочки, которые прочитают эту книгу, при своей жизни увидят приходящих в славе своего совершенного ума и тела "лучшего воскресения" Авраама, Исаака, Иакова, Иосифа, Даниила и других мужей веры древности. Что за привилегия жить как раз в это время и видеть конец старого (века, Н. П.) и приход нового! Из всех времён истории земли сегодняшний самый прекрасный.
Рэймонд Франц пишет в своей книге, что мальчики и девочки, которым Рутерфорд и его друзья обещали славные события, теперь старики и старушки, которым более семидесяти или восьмидесяти лет. Многие из них, вероятно, умерли, а лидеры Сторожевой Башни так и не признали вины за ложную надежду. Наоборот, они свалили вину на своих последователей. Это видно из официального "Ежегодника свидетелей Иеговы за 1975 год".
Год 1925-й пришёл и прошёл. Помазанные ученики Иисуса продолжали жить на земле как класс (особый класс избранных, Н.П.). Мужи веры древних времён - Авраам, Давид и другие - не были воскрешены, чтобы стать князьями на земле (Пс. 44:17). Поэтому, как вспоминает Анна Макдоналд: "1925 год был печальным годом для многих братьев. Некоторые преткнулись, их надежды разбились. Они надеялись увидеть некоторых "достойных древности" (мужей древних, как Авраам) воскресшими. Вместо того чтобы рассматривать это, как "возможность", они приписали данной возможности "уверенность", а некоторые (даже) приготовились к ожиданию воскресения своих любимых (т.е. умерших родственников, Н.П.)
Такое цитирование неизвестной рядовой свидетельницы Иеговы, которая была очевидцем событий в 1920 году, - нечестное дело. Вместо того чтобы её цитировать, лидеры Сторожевой Башни должны были процитировать многочисленные заявления по данному вопросу Расселла, Рутерфорда и их друзей. Однако у них не нашлось ни совести, ни страха Божья, чтобы дать полную информацию современным свидетелям Иеговы, для того чтобы они могли сделать объективное решение о том, кто же на самом деле виноват за несбывшиеся предсказания относительно 1918-го и 1925-го годов. Естественно, лидеры культа понесут ответственность у престола Божьего суда (Рим 1:18, Отк. 20:12-13). Им доступна вся информация, однако, они либо молчат, либо её искажают, когда нет возможности промолчать. Джеймс Пентон пишет, что в самом деле положение было следующим, и вина за это лежала на лидерах Сторожевой Башни:
…когда приблизился 1925 год, произошло большое возбуждение среди изучающих Библию. Согласно рапортам, которые ещё распространяются людьми, бывшими тогда членами Общества Изучения Библии, многие забросили бизнес, работу и даже продали дома в ожидании того, что скоро будут жить в земном раю. Поэтому, когда 15 февраля 1925 года в "Сторожевой башне" судья Рутерфорд признал, что, возможно, слишком много ожидается от этого года, но это было слишком поздно. Множество фермеров Канады и США, принадлежавшие к исследователям Библии, отказались производить весенние посевы и насмехались над своими единоверцами, которые это делали. Таким образом, когда наступил 1926 год без появления Авраама или других "достойных древности" и без признаков рая, произошло большое разочарование.
Хотя Рутерфорд не нашёл мужества признать вину в этом деле в публикациях общества, он принёс необычные для него извинения на конвенциях Международной Ассоциации Исследователей Библии. По-видимому, для него этого тоже оказалось досадой. В публичном выступлении в Австралии в начале 1975 года Фредерик Франц, теперешний президент, сказал, что судья признался, "что он сделал себя ослом по причине 1925 года".
Однако, это не остановило его (Рутерфорда, Н.П.) провозглашения, что конец мира "очень близок", и что его можно ожидать в течение нескольких 607 год до Р.Х. Разрушение Иерусалима Навуходоносором и начало времени язычников 455 год до Р.Х. Издание декрета для восстановления разрушенных стен Иерусалима и начало 70-ти седьмин Даниила 9:24 29 год Р.Х. Крещение и помазание Христа 33 год Р.Х. Смерть Христа 36 год Р.Х. Конец 70-ти седьмин пророка Даниила 1914 год Р.Х. Конец "времени язычников" и начало последнего времени 1918 год Р.Х. Приход Христа в Свой храм для суда 1919 год Р.Х. Падение Вавилона Великого и рождение новой нации, свидетелей Иеговы 1975 год Р.Х. Окончание 6000 лет истории человечества лет или даже нескольких месяцев. Тот факт, что он ложно пророчествовал, казалось, не привёл его в смущение по поводу проповеднической кампании исследователей Библии, по причине его служения или желания продолжать держаться за личную власть или увеличить её. Но, как показали дальнейшие события, многие исследователи Библии иначе отнеслись к провалу 1925 года, который, в сочетании с возрастающим недовольством против президента Сторожевой Башни, стал причиной отхода многих в течение следующих нескольких лет.
Нераскаянность Рутерфорда и отход многих становятся более понятными, если посмотреть на то, что он публиковал в журнале "Сторожевая башня" в 1925 и 1926 годах в связи с несбывшимися событиями. Мы приведём три выдержки.
Наступил 1925 год. С великим возбуждением ожидали этот год христиане.
Многие уверенно ожидали, что члены тела Христа будут изменены в небесную славу во время этого года. Это может совершиться. Это может не совершиться. В назначенное время Бог исполнит свои цели относительно своего народа. Христиане не должны быть так глубоко озабочены относительно того, что может произойти в этом году. Можно ожидать, что сатана попробует внедрить в умы посвященных (т.е.
последователей Сторожевой Башни, Н.П.) мысль о том, что 1925 год увидит конец труда (т.е. проповеднической деятельности культа, H.П.) Некоторые провозглашали, что труд окончится в 1925 году, однако, Господь так не говорил. Трудность заключалась в том, что (наши) друзья более чем рассудительно преувеличили своё воображение, и когда их воображение лопнуло, они оказались склонными бросить всё.
Из этого видно, что уже в начале 1925 года Рутерфорд почувствовал, что его пророчества неправдивы. Вместо того чтобы винить себя, он стал обвинять сатану, а потом своих же последователей. Поэтому неважно, как он выкручивался во время конвенций. На самом деле ему надо было быть достаточно честным, чтобы всецело признать вину, покаяться и больше такими вещами не заниматься. Однако, он продолжал настаивать на своём, действуя дальше в том же духе.