Дополнение #2
Да что вы говорите?
МОИСЕЙ (извлеченный или
спасенный из воды; Исх 2:10 и др.)
- вождь и законодатель народа
Еврейского, пророк и первый
священный бытописатель. Он
родился в Египте за 1574 или за
1576 лет до Р.Х. и был сын Амрама
и Иохаведы. Когда Моисей
родился, мать его, Иохаведа,
несколько времени скрывала его от
общего избиения, по приказанию
Фараона, еврейских младенцев
мужского пола; но когда скрывать
долее не было возможности, она
вынесла его на реку и положила в
корзине из тростника и
осмоленной асфальтом и смолою у
берега реки Нила в тростник, при
чем сестра Моисея вдали
наблюдала что с ним будет. Дочь
Фараона царя Египетского вышла
на реку мыться, и здесь увидала
корзину, услыхала плач ребенка,
сжалилась над ним и решилась
сохранить жизнь его. Таким
образом взятый от воды, он, по
предложению сестры Моисея, был
отдан на воспитание своей матери.
Когда же младенец подрос, мать
представила его дочери
Фараоновой, и он был у нее вместо
сына, а находясь в царском дворце
был научен всей Египетской
премудрости (Исх 2:1-10, Деян
7:19-24). По свидетельству Флавия,
он был сделан даже
начальствующим над Египетским
войском против Ефиоплян,
вторгнувшихся в Египет до самого
Мемфиса, и с успехом поразил их
(Древ. кн. 11, гл. 10). Несмотря
однако же на выгодное свое
положение при Фараоне, Моисей,
по слову апостола, "лучше захотел
страдать с народом Божиим,
нежели имеет, временное
греховное наслаждение и
поношение Христово почел
больший для себя богатством,
нежели Египетские сокровища"
(Евр 11:24-26). Ему исполнилось
уже 40 лет, и вот однажды пришло
ему на сердце посетить братьев
своих, сынов Израилевых. Тут
увидел он тяжкие работы их и как
много терпят евреи от египтян.
Случилось однажды ему
вступиться за еврея, которого бил
египтянин и в пылу схватки убил
его, при чем кроме обиженного
еврея никого не было. На другой
день он увидал ссорящихся между
собою двух евреев и стал убеждать
их, как братьев, жить в согласии.
Но обижавший ближнего
оттолкнул его: кто тебя поставил
начальником и судьею над нами?
сказал он. Не хочешь ли ты убить и
меня, как вчера убил Египтянина?
(Деян 7:23-28). Услыхав это,
Моисей из опасения, что слух о сем
может дойти до Фараона, бежал в
землю Мадиамскую. В доме
Мадиамского священника Иофора
он вступил в супружество с его
дочерью Сепфорою и провел здесь
40 лет. Пася стадо своего тестя, он
прошел с стадом далеко в пустыню
и пришел к горе Божией Хориву
(Исх 3:1). Он увидел здесь
необыкновенное явление, именно:
терновый куст весь в пламени,
горит и не сгорает. Приблизившись
к кустарнику, он услыхал голос
Господа из средины куста,
повелевавший ему снять обувь с
ног своих, так как место, на
котором он стоял, есть земля
святая. Моисей поспешно снял
обувь и от страха закрыл лицо свое.
Затем ему дано было повеление
Божие идти к Фараону для
освобождения Израильтян.
Страшась своего недостоинства и
представляя различные
затруднения, Моисей несколько раз
отрекался от сего великого
посольства, но Господь обнадежил
его Своим присутствием и Своею
помощью, открыл ему Свое имя:
Сущий (Иегова) и в удостоверение
Своего могущества обратил жезл
бывший в руках Моисея в змия и
змия снова обратил в жезл; затем
Моисей по повелению Божию
положил руку свою к себе в пазуху,
и рука побелела от проказы как
снег; по новому повелению снова
положил руку в пазуху, вынул ее, и
она была здорова. В помощника же
Моисею Господь указал брата его
Аарона. Тогда Моисей
беспрекословно повиновался
призванию Господа. Вместе с
братом своим Аароном он
предстал пред лицо Фараона, царя
Египетского, и от имени Иеговы
они просили его отпустить Евреев
из Египта на три дня для
принесения жертв в пустыне.
Фараон, как и предсказал Моисею
Господь, отказал им в этом. Тогда
Господь поразил Египтян
страшными казнями, из коих
последнею было избиение
Ангелом в одну ночь всех
первенцев Египетских. Эта
страшная казнь сломила наконец
упорство Фараона. Он дозволил
Евреям выйти из Египта в
пустыню на три дня на молитву и
взять свой скот и мелкий и
крупный. "Я понуждали Египтяне
народ, чтоб скорее выслать его из
земли той; ибо, говорили они, мы
все помрем." Евреи, совершив в
последнюю ночь, по повелению
Божию Пасху, вышли из Египта в
числе 600,000 мужей со всем
имуществом, причем, несмотря на
всю поспешность, они не забыли
взять с собою кости Иосифа и
некоторых других патриархов, как
завещано было Иосифом. Сам Бог
показывал куда направлять им путь
свой: Он шел пред ними днем в
столпе облачном, а ночью в столпе
огненном, освещая путь их (Исх
13:21-22). Фараон и Египтяне
вскоре раскаялись, что отпустили
Евреев и пустились с войском
догонять их, и вот уже
приближались к их стану у
Чермного моря. Тогда Господь
повелел Моисею взять жезл свой и
разделить море так, чтобы сыны
Израилевы могли пройти среди
моря по суше. Моисей поступил
согласно с повелением Божиим, и
море разделилось и открылось
сухое дно. Сыны Израилевы пошли
среди моря по суше, так что воды
были им стеною с правой и левой
стороны. Египтяне последовали за
ними в средину моря, но
приведенные Богом в смятение
бросились бежать назад. Тогда
Моисей, по выходе уже Израильтян
на берег, снова простер свою руку
на море и воды возвратились снова
в свое место и покрыли Фараона со
всем войском, и колесницы и
всадников его; не осталось ни
одного из них, чтобы сказать в
Египте об этой страшной гибели.
На берегу моря Моисей и весь
народ торжественно воспели
благодарственную песнь Богу:
"Пою Господу, ибо Он высоко
превознесся, коня и всадника
ввергнул в море, а Мариам и все
женщины, ударяя в тимпаны, пели:
Пойте Господу, ибо высоко
превознесся Он (Исх 14:5-21).
Моисей повел Евреев в землю
Обетованную пустынею
Аравийскою. Три дня шли они
пустынею Сур и не находили воды
кроме горькой (Мерры). Бог
усладил эту воду, повелев Моисею
вложить в нее указанное Им
дерево. В пустыне Син, вследствие
народного ропота на недостаток
пропитания и требования ими
мясной пищи. Бог послал им
множество перепелов и с сего
времени и во все последующие
сорок лет ежедневно посылал им с
неба манну. В Рефидиме,
вследствие недостатка воды и
ропота народа, Моисей по
повелению Божию извел воду из
скалы горы Хорива, ударив в нее
своим жезлом. Здесь Амалекитяне
сделали было нападение на Евреев,
но были побеждены при молитве
Моисея, который во все
продолжение битвы молился на
горе, воздевая свои руки к Богу
(Исх 17:11-12). В третий месяц по
исходе из Египта, Евреи подошли
наконец к подошве горы Синай и
расположились станом против
горы. На третий день по
повелению Божию народ
поставлен был Моисеем около
горы, в некотором расстоянии от
нее, с строгим запрещением не
подступать к ней ближе известной
черты. Утром на третий день
раздались удары грома, стала
сверкать молния, раздался сильный
трубный звук, гора Синай вся
дымилась, потому что Господь в
огне сошел на нее и дым восходил
от нее, как дым от печи. Так
ознаменовалось присутствие
Божие на Синае. И в это-то время
Господь в слух всего народа изрек
десять заповедей Закона Божия.
Затем Моисей взошел на гору,
принял от Господа законы
относительно церковного и
гражданского благоустройства, и
когда сошел с горы, сообщил все
это народу и все написал в книгу.
Затем по окроплении народа
кровью и прочтении книги Завета
Моисей снова по повелению
Божию взошел на гору, и провел
там сорок дней и сорок ночей и
получил подробные наставления
от Бога о сооружении Скинии и
жертвенника и обо всем что
касается богослужения, в
заключение же две каменные
скрижали с начертанием на них
десяти заповедей (Исх 19, 20, 24,
31:18). По возвращении с горы,
Моисей увидал что народ,
предоставленный самому себе,
впал в страшное преступление
идолослужения пред золотым
тельцом, боготворимым в Египте.
В пылу негодования он бросил
скрижали из рук своих и разбил их,
а золотого тельца сжег на огне и
пепел рассыпал по воде, которую
дал пить. Кроме того, по
повелению Моисея, пало в тот
день от меча сынов Левииных три
тысячи человек, главнейших
виновников преступления. После
сего Моисей поспешил опять на
гору умолить Господа простить
народу его беззакония, и снова
пробыл там сорок дней и сорок
ночей, хлеба не ел и воды не пил, и
Господь преклонился на милость.
Возбужденный этою милостью,
Моисей имел дерзновение просить
Бога высочайшим образом явить
ему славу Свою. И вот еще раз
было ведено ему взойти на гору с
приготовленными скрижалями, я
он снова провел там 40 дней в
посте. В это время Господь сошел в
облаке и проходил пред ним
Своею славою. Моисей в
благоговении пал на землю. Отсвет
славы Божией отразился на лице
его, и когда он сошел с горы, народ
не мог смотреть на него; почему он
носил покрывало на своем лице,
которое снимал, когда являлся пред
Господом. Через полгода после
сего сооружена была Скиния и
освящена со всеми ее
принадлежностями священным
елеем. Для служения в Скинии
назначен был Аарон с своими
сыновьями, а вскоре на помощь им
отделено было и все колено
Левиино (Исх 35:4-35, Лев 8, 9).
Наконец в двадцатый день второго
месяца второго года облако
поднялось от Скинии и Евреи
двинулись в дальнейший путь,
пробыв при горе Синае около года
(Чис 9:5, 10:11-12). Дальнейшее
странствование их сопровождалось
многочисленными искушениями,
ропотом, малодушием и гибелью
народа, но вместе с тем оно
представляло непрерывный ряд
чудес и милосердия Господа к
Своему избранному народу. Так
например в пустыне Фаран народ
роптал на недостаток мяса, рыбы:
"ныне душа наша изнывает: ничего
нет, только манна в глазах наших" с
упреком Моисею говорили они. В
наказание за это часть стана была
истреблена посланным от Бога
огнем. Но это мало вразумило
недовольных. Вскоре они стали
пренебрегать манною и требовали
себе мясной пищи. Тогда Господь
воздвиг сильный ветер, который
принес от моря перепелов в
громадном количестве. Народ
бросился с жадностью собирать
перепелов, собирал их день и ночь
и ел до пресыщения. Но эта
прихоть и пресыщение были
причиною смерти многих из них, и
место, где погибло от страшной
язвы множество народа, было
прозвано гробами похотения, или
прихоти. В следующем стане
Моисей испытал неприятность от
самих родных своих, Аарона и
Мариами, но Бог превознес его, как
верного своего служителя во всем
Дому Его (Чис 12). Продолжая
далее свой путь, Евреи
приблизились к земле
Обетованной и скоро могли бы
овладеть ею, если бы тому не
воспрепятствовало неверие их и
малодушие. В пустыне Фаран, в
Кадесе, произошел самый
возмутительный ропот, когда от
12-ти соглядатаев, посланных
осмотреть землю Обетованную,
Евреи услыхали о великой силе,
великом росте жителей той земли
и укрепленных городах ее. При
этом возмущении они хотели
побить камнями даже самого
Моисея и Аарона с двумя из
соглядатаев и выбрать себе нового
вождя для возвращения в Египет.
Тогда Господь осудил их за это на
40-летнее странствование, так что
все они свыше 20-ти лет должны
были умереть в пустыне. кроме
Иисуса Навина и Халева (Чис 13,
14). Затем следовало новое
возмущение Корея, Дафана и
Авирона против самого Моисея и
Аарона, наказанное от Господа
страшными казнями, и священство
снова утверждено за домом Аарона
(Чис 16, 17:1-11). Тридцать
слишком лет странствовали Евреи
по пустыне и почти все вышедшие
из Египта умерли. С наступлением
сорокового года по выходе из
Египта, они являются в Кадесе, в
пустыне Син на границе земли
Идумейской. Здесь по недостатку
воды народ снова возроптал на
Моисея и Аарона, которые
обратились с молитвою к Господу.
Господь внял молитве и приказал
Моисею и Аарону собрать
общество и с жезлом в руках
приказать скале дать воду. Моисей
ударил в скалу жезлом дважды, и
потекло много воды. Но так как в
этом случае Моисей, как бы не
доверяя одному своему слову,
ударив жезлом поступил вопреки
воле Божией, то за сие он и Аарон
осуждены были умереть вне земли
Обетованной (Чис 20:1-12) В
дальнейшем пути у горы Ор
скончался Аарон, предварительно
передавши первосвященство сыну
своему, Елеазару (Чис 20:22-29). В
конце странствования народ снова
стал малодушествовать и роптать.
В наказание за это Бог послал на
него ядовитых змей, и когда они
раскаялись, повелел Моисею
воздвигнуть медного змия на древе
для их уврачевания (Чис 21:4-9, Ин
3:14-15). Приблизившись к
пределам Амморейским, Евреи
поразили Сигона, царя
Амморейского, и Ога царя
Васанского и, заняв земли их,
поставили свой стан против
Иерихона. За любодеяние с
дочерями Моава и
идолопоклонство, в которое Евреи
были вовлечены Моавитянами и
Мадианитянами, из них погибло
24,000 человек, а другие были
повешены по повелению Божию.
Наконец, так как и сам Моисей,
подобно Аарону, не удостоен был
войти в землю Обетованную, то он
просил Господа указать ему
достойного преемника, почему и
указан ему преемник в лице Иисуса
Навина, на которого пред
Елеазаром священником и пред
всем обществом он возложил руки
свои (Чис 28:22-23). Таким образом
Моисей передал ему пред всем
Израилем свое звание, сделал
распоряжение о владении и
разделении земли Обетованной,
повторил народу данные Богом в
разные времена законы, внушивши
свято хранить их и трогательно
напомнив им при этом о
многоразличных благодеяниях
Божиих в течение сорокалетнего их
странствования. Все свои
увещания, повторенный закон и
окончательные свои распоряжения
он вписал в книгу и отдал ее
священникам для хранения при
Ковчеге Завета, вменив в
обязанность каждый седьмой год
прочитывать ее народу в праздник
Кущей. В последний раз, будучи
призван пред Скинию, вместе с
преемником своим, он получил
откровение от Бога о будущей
неблагодарности народа и передал
ему это в обличительной и
назидательной песни. Наконец,
воззванный на гору Нево на
вершину Фасги, что против
Иерихона, увидав издали
показанную ему Господом землю
Обетованную, умер на горе 120-ти
лет от роду. Тело его погребено в
долине близь Веффегора. но никто
не знает, места погребения его
даже до сего дня, говорит
бытописатель (Вт 34:6). Народ
почтил кончину его
тридцатидневным плачем. Св.
Церковь совершает память пророка
и Боговидца Моисея в 4-й день
сентября. В кн. Второзакония, по
смерти его, в пророческом духе о
нем говорится (может быть, это
слово преемника Моисеева, Иисуса
Навина): "И не было более у
Израиля пророка, как Моисей,
которого Господь знал лицом к
лицу" (Вт 34:10). У пр. Исаии
говорится, что народ Божий спустя
столетия во дни своих бедствий с
благоговением вспоминал пред
Богом о временах Моисея, когда
Господь его рукою спасал Израиля
(Ис 63:11-13). Как вождь,
законодатель и пророк, Моисей во
все времена жил в памяти народа.
Память его в самые позднейшие
времена всегда благословлялась,
никогда не умирая в народе
Израильском (Сир 45:1-6). В Новом
Завете Моисей, как великий
законодатель, и Илия, как
представитель пророков, являются
беседующими во славе с Господом
на горе Преображения (Мф 17:1-3,
Лк 9:30,31). Великое имя Моисея ее
может терять своего важного
значения и для всех Христиан и
для всего просвещенного мира: он
живет среди нас в своих
священных книгах, он был первым
Боговдохновенным писателем.